Начну тему отчетом о двух поездках летом 1012 года, по практически не населенным ныне местам между Петушками и Шатурой. Был ранее опубликован на покойном сайте дырчик.ру, и теперь, с небольшими изменениями и дополнениями, выкладываю его здесь.
Имея домик в деревне Покровского уезда, было грех не забраться наконец в лес поглубже, тем более что часть дорог мне уже была знакома. Когда я узнал, что здесь до 30-50-х годов кипела жизнь, и в лесу есть развалины бывшей ракетной базы, любопытство разгорелось с новой силой. Собирался ехать еще в прошлом (2011) году, но так как всякий домик в деревне не упускает случая поиметь своего владельца, не говоря уже о работе, выбраться удалось только в этом.
Собственно, это была поездка "на разведку" с рюкзаком и телефоном-навигатором, без которого в здешних болотах и песках делать нечего. Зная, хотя бы примерно, дорогу, в следующий раз можно будет ехать спокойно, не боясь, что сядет батарейка и тебя в лучшем случае найдут охотники в ближайшие выходные.
Основной целью поездки было добраться до разрушенной базы ПВО "Круглец", и по возможности пройти по древнему кольцу дорог между реками Сеньга и Большая Ушма. Транспортным средством была - моя Верховина-139.
Первая попытка добраться до базы состоялась спонтанно 28 июня, во время поездки в лес за черникой. Через деревни Чаща и Борок дорога идет к деревне Крутово. На развилке дорог примета - сооружение похожее на бункер, внутри - здоровенная труба. Это заброшенный НУП (необслуживаемый усилительный пункт) - сооружение, внутри которого когда-то находилось усилительное оборудование для магистральных линий связи, скорее всего относящихся к Костеревскому военному полигону. Сейчас там, похоже, только мусор.
Отсюда дорога по карте, теоретически, должна идти кратчайшим путем. Довольно приличная лесная колея вдруг уперлась в залитую яму - здесь была гать, и ее больше нет.
Ну не беда - мопед легкий и на первой передаче легко везет себя сам по обочине, его в случае чего можно просто вытащить из любой ямы. В то же время мощности мотора FMB за глаза хватает для преодоления песков и грязи. Сочетание для наших мест оптимальное: полновесный мотоцикл не протащить про краю грязевых ям, а мотовелосипеду просто не хватит мощности в песке.
Дорога, постепенно превращаясь в тропинку, вывела меня к реке Сеньга. Переправы нет, из воды торчат остатки свай. А по карте тут - дорога!
Забегая вперед, скажу, что постепенно, в процессе езды по Петушинско-Шатурской мещере я понял – многие из обозначенных на карте дорог в реальности уже давно не существуют.
Леса тут глухие, живописные, весьма богатые ягодами, впечатление портят только комары и мошки. Что ж, пришлось заворачивать назад, пособирал черники с земляникой и отправился в сторону одноименного озера Сеньга.
Красивое лесное озеро. На озере находится действующая, и, судя по всему, преуспевающая охотничья база "Динамо".
На другом берегу раньше была крупная деревня Сеньго-озеро, выселенная в 1933 году, от нее не осталось никаких следов, и теперь об ее существовании напоминают лишь огромные тополя.
Неподалеку от базы в лесу находится (правильнее сказать, находился – в 2013 году все срыли экскаватором владельцы базы, подсыпая себе дорогу, испоганив при этом всю поляну и окружающий лес-прим.) фундамент довольно большого дома, остатки бани, колодец.
Проехав в сторону Московской области несколько километров, посмотрел на навигатор (продвинулся мало, стало ясно что короткого пути нет, пересечь речку негде) и поехал назад собирать ягоды. На этом первый этап путешествия закончился.
По петушинским лесам - 2
Дела, дела... Собрался снова лишь через месяц. Вдруг пришла мысль - если через Московскую область мне ехать далеко, почему бы не попробовать через деревню Крутово? Сказано-сделано. Заправил полный бак, на всякий случай взял минимум необходимого для ночевки в лесу.
Вперед!
Крутово - довольно большая деревня, стоит на Клязьме.
После деревни нашел ближайшую дорогу в нужном направлении.
Первый мостик через маленькую лесную речку
К сожалению, дорога вывела меня не на ту сторону р. Сеньги... Но повезло, нашел переправу, форсировал))
И это было только начало…
По лесной песчаной дороге, затем по вырубке, преодолев по пути пару хороших луж
, добрался-таки до бывшей базы ПВО «Круглец», расположенной возле одноименного озера.
Когда-то, по одним сведениям, здесь стояли, предположительно, С-200, прикрывали Москву, а по другим – это был ЗКП (запасной командный пункт), а сами ракеты стояли на другом полигоне неподалеку. На территории уже растет лес, лишь акации вдоль бетонной дорожки стоят рядами, как солдаты в строю.
Часть зданий разрушена полностью (сборщики чермета вырезали металлические балки, в результате многие постройки обрушились), но некоторые уцелели и явно периодически посещаются.
Здесь видимо катались на квадроциклах
Внутри даже ночевали, топили буржуйку, есть лесенка и дверь с висячим замком!
У кого-то из военных жил хомячок
Ваш покорный слуга
Надпись на стене - "Всегда начеку" уже почти не видна
Еще фото
Ящерицы - нынешние хозяева этих мест
По-быстрому осмотрев территорию, отправился дальше по кольцу дорог "вниз". Вдоль дороги - черничники и брусничники.
Вот они, настоящие богатства этой земли!
Правда, надолго останавливаться не хочется - слепни и комары достают.
Забегая вперед, скажу, что это была самая легкая часть пути...
Одна залитая колея, другая... фотографировать и считать их быстро надоело.
Следы людей и машин постепенно пропали, сменившись следами кабанов и лис...
А я все волоку мопед по болоту, которое лишь по недоразумению считается дорогой. Стрелка навигатора ползет ужасно медленно, батарея начинает садится. Паники еще нет, но уже как-то беспокойно. А как подумаешь о возвращении назад по всем этим ямам... Нет, вперед, только вперед. А откуда здесь в лесной глуши холодильник??
Об какое-то бревно в траве загнул тормозную ножку. Мопед по уши в жиже, но бодро тарахтит и тащит меня по более-менее сухим участкам. Первая скорость, иногда недолго вторая. Снова первая, то я тащу его, то он меня...да, вот оно, знаменитое мещерское бездорожье, расстояния здесь измеряются не километрами, а ямами с грязью, комарьем и песками.
Большая часть так называемой "Белой дороги" оказалась заболоченной лесной колеей. Грибы, ягоды, лягушки прямо на дороге.
В одной особо широкой и глубокой яме торчат остатки разорванного стального троса огромной толщины.
Плакат, видимо оставшийся со времен существования военного лесничества:
И лишь возле поворота на Московскую область (на Филиппово и Мануйлово) начался песок.
Развилка
Где-то рядом озеро Светец, подъезда к нему не нашел, поехал дальше. Песок действительно белый и главное глубокий, мопед сильно вязнет. Доехал до моста через реку Большая Ушма.
И... не повернул на Крутово. Ехать - так ехать. Пол-батареи еще есть, бензин есть. Поеду искать дорогу домой через Московскую область. И снова ямы, колеи без счета...
Мостик, возможно через р. Сеньга
Выехав на очередную вырубку, уже в московской области, увидел вот такой пень с иконой внутри.
Нашел дорогу примерно в нужном направлении. Да, без навигатора тут делать нечего. За весь день в лесу я не встретил НИКОГО (было воскресенье!), ни машины, ни мотоцикла, ни одного человека, только старые следы. Вперед, только вперед. Колея, пригодная, пожалуй, только для уазика, прихотливо извивалась по лесу, то поднимаясь на песок, то ныряя в воду. И главное, зараза, не в ту сторону...
Снова НУП
В поисках нужного направления свернул вбок и встретил охотничью заимку.
И опять еду не туда!
Наконец наведенный, видимо, охотниками мост через канаву вывел меня на "нашу" сторону.
Долгая однообразная колея вдоль канавы перешла в знакомую дорогу к Сеньга-озеру... Навигатор давно уже просил "зарядите меня", но теперь я почти дома!
Весь перемазанный в болотной жиже и крови от раздавленных комаров и слепней, я стащил с себя одежду и выкупался в этом замечательном озере, не обращая внимания на илистое дно. А какое удовольствие было достать из рюкзака сбереженную литровку пива…(безалкогольного, конечно, а вы что подумали?))
Целый час я отдыхал на берегу, и потихоньку поехал домой. Доехал без приключений.
Вот мои примерные маршруты следования на карте в 1й и 2й раз (это не треки, просто рисунок).
Несмотря на некоторую спешку и недостаточную подготовку (надо было подумать о какой-то подзарядке для телефона), считаю, что поездка удалась, хоть и получилась больше похожей на трофи-рейд, чем на прогулку.
Мопед меня не подвел, и, кстати, дома выяснилось, что бензина осталось примерно полбака.
Продолжение следует!
Меню
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
|
По Петушинским лесамОтчеты о поездках по Петушинско-Шатурской Мещере
Быстрый ответ
У вас нет прав, чтобы писать на форуме.
Новое на форуме
|