Идеи, проекты, решения.
#1
- 4 июня 2013, вторник
|
Агрыз
345 дней назад
|
Доброго времени суток всем заинтересованным и не только. Данная тема будет посвящена разработке и внедрению формирователя угла опережения зажигания (ФУОЗ) для двигателя V-50 и ему подобных оснащённых генератором такого типа на котором момент искрообразования задаётся индуктивным датчиком. Итак, момент №1 - угол искрообразования фиксирован - задан формой датчика, и вне зависимости от оборотов остаётся неизменным (это не очень хорошо). Момент №2 - при прохождении искры и открытом тиристоре в БКС высоковольтная обмотка генератора перегружается (пусть кратковременно, но всё же). Долгие эксперменты и поиск информаци навели на следующие мысли : 1. форма датчика должна быть такой, чтобы магнитопрвод замыкал 1/2 длины магнита - это основное условие формирования УОЗ с ростом оборотов. 2. ВВ обмотку или "зарядную" в момент открывания тиристора необходимо отключать. Датчик был изготовлен такой - На фото метками отмечены края и середина магнита. Катушка датчика содержит 800 виков провода диаметром 0.2мм. Осциллограмма импульсов на датчике - Один "положительный" высокий (от минимальных оборотов до 5000 об/мин. величина его составила от 2V до 35V), и два отрцательных - поменьше, но тоже "полезные" (расскажу в процессе). "Положительный" импульс хорош тем, что позволяет менять угол возникновения искры - чем выше обороты, тем он раньше. Отрицательные (очень хорошо, что их 2) будут использоваться для коммутации ВВ обмотки. Итак схема (если где-то есть недочёты - прошу предлагать возможные решения). Разбор работы: 1. Формирователь длительности искры собран на транзисторах VT1 и VT2. Представляет собой одновибратор. Длительность выходного импульса зависит от номиналов С3 и R5, при указанных на схеме составляет 1.5 mS. Запуск поисходит от "положительного" импульса с датчика. Этот же импульс сбрасывает триггер DD1.1 в нулевое состояние на прямом выходе. 2. Импульс зарядки накопительного конденсатора С7 формируется за счёт 2х "отрицательных" полуволн. Через транзисторы VT3 и VT4 поступает на счётный вход триггера DD1.1 который закольцован и сброшен "положительным" импульсом. На его выходе имеем один широкий импульс, открывающий VT5 и VT6. 3. Выпрямленное пульсирующее напряжение через диодный мост VD9-VD12, VT6 и разделительный диод VD7 заряжает С7. VD8 служит для возврата части энергии самоиндукции КЗ в С7. Вкратце вроде так. Если в чём-то есть неточности - поправьте. Есть сомнения на счет правильности схемы ключа на VT5 и VT6.
Редактировалось: 2 раза (Последний: 4 июня 2013 в 23:19, Alllexius: причина не указана)
|
|
#2
- 4 июня 2013, вторник
|
Нижний Новгород
105 дней назад
|
На авиамодельных моторах (бензиновых) в последнее время стал встречаться девайс со сменным углом опережения. А именно: встроенный тахометр считывает количество оборотов мотора , снимая показания с ВВ провода , и в зависимости от оборотов немного сдвигает датчик установленный на панцире (картере) под действием серво-привода, штучка пока показала себя как самоделка , да и у нас не слышал что бы такие были . есть ещё одна штука , но более старая - это механический регулятор УОЗ , сделан скорей всего по принципу регулятора Уатта
Редактировалось: 1 раз (Последний: 4 июня 2013 в 17:20, Honor: причина не указана)
Моя техника: СМБ-3, СМБ-3-01.
|
#3
- 4 июня 2013, вторник
|
Агрыз
345 дней назад
|
Видел эти "штуки" . Механика сразу не устраивает. А вот про сервопривод можно подумать - сама идея интерсна. При реализации можно применить шаговый двигатель (для коррекции поворота платформы). И сделать обратную связь до границы детонации, т.е. получим регулятор еще и адаптированный к переменной нагрузке на мотор.
|
#4
- 4 июня 2013, вторник
|
Рязань
1311 дней назад
|
Alllexius, Аббревиатуру не грех бы поменять. Здесь в ходу АУОЗ. Автоматический то бишь. Фэ же отнюдь не формирователь, а ФИКСИРОВАННЫЙ. Не вводите в заблуждение ближних своих...
|
#5
- 4 июня 2013, вторник
|
Агрыз
345 дней назад
|
Исправил
|
#6
- 4 июня 2013, вторник
|
Рига
1540 дней назад
|
Посмотрел. Непонравился выходной импульс. На 15мс многовато и очень слабый. И ненадо тогда ключ на зарядку накопительной ёмкости. Форирователь выходного импульса отличный в схеме. Бурана
Редактировалось: 1 раз (Последний: 4 июня 2013 в 22:55, Squish: причина не указана)
|
#7
- 4 июня 2013, вторник
|
Агрыз
345 дней назад
|
Ошибся по длительности отпирающего импульса получается 1.5mS. По схеме "Бурана" там аналог динистора выполненный на транзисторах с питанием от зарядной обмотки. Мной были опробованы подобные схемы, но изменения угла при повышении оборотов не получилось.
Редактировалось: 2 раза (Последний: 4 июня 2013 в 23:30, Alllexius: причина не указана)
|
|
Рязань
1311 дней назад
|
Alllexius, погугли ЗАН. Здесь тоже есть. И схему Омича тож посмотри. Всё давно уже подошло к реализации, мне кажется ты опоздал.
|
|
Агрыз
345 дней назад
|
|
|
Рязань
1311 дней назад
|
Если ЗАН не гуглится, то расшифрую. Зажигание Автомат Новикова.
|
|
Нижний Новгород
105 дней назад
|
Prof61, реализация была на дэшках , на Вайрасах максимум что звучало - это оптика ..... да и то ещё на покойном дырчике ! Alllexius, я думаю CDI зажигания вполне хватит для вайраса , и цель преодолеится твоя и будет тебе счастье ИМХО данная схема на мотах ходит уже много много лет ...
Моя техника: СМБ-3, СМБ-3-01.
|
|
Железнодорожный (Московск.)
1 день назад
|
Prof61:Alllexius, погугли ЗАН. Здесь тоже есть. И схему Омича тож посмотри. Всё давно уже подошло к реализации, мне кажется ты опоздал. Усе, можно смело повторять. Работает отлично и без каких-либо намеков на сбои. Чуть позже дооформлю выложу все исходники.
|
#13
- 12 июня 2013, среда
|
Агрыз
345 дней назад
|
Ваша схема успешно работает на Д-шках. На V немного по-другому. Поэтому были проведены опыты с различной формой датчика. Найден оптимальный вариант Работает с обычным БКС (вариант для "ленивых"), но можно и переделать схему для более качественной искры. Это схематичный рисунок профиля датчика. Плоская часть обеспечивает начальный угол - получился 0 от ВМТ, далее с ростом оборотов уходит в раннее и держится на 33-35 град. до ВМТ.
|
#14
- 12 июня 2013, среда
|
Москва
842 дня назад
|
Извиняюсь если глупый вопрос, но вроде же на двух тактах зажигание с ростом оборотов сдвигают вперед, а не назад? Или к в-50 это неприменимо из-за отсутствия резонатора?
|
#15
- 12 июня 2013, среда
|
Агрыз
345 дней назад
|
В любом моторе зажигание с ростом оборотов сдвигается в раннее, чтобы горючая смесь успела воспламениться и сделать полезную работу после прохождения поршнем ВМТ, а максимум давления газа пришелся при прохождении КВ на 60 градусов после ВМТ.
|
#16
- 12 июня 2013, среда
|
Москва
842 дня назад
|
Alllexius:В любом моторе зажигание с ростом оборотов сдвигается в раннее Alllexius:В любом моторе зажигание с ростом оборотов сдвигается в раннее Вы ошибаетесь, вот примеры кривых опережения для блоков CDI двухтактных моторов. В самом начале действительно везде есть сдвиг в раннее, чтобы увеличить момент, но на рабочих оборотах везде сдвиг в позднее. Вероятно, это делается для того, чтобы по мере увеличения оборотов увеличивать и скорость прохождения выхлопных газов по выпускной системе.
|
#17
- 12 июня 2013, среда
|
Симферополь
1653 дня назад
|
Alllexius, т.е. если при штатном коммутаторе придать датчику такую форму, то угол зажигания будет изменяться с увеличением оборотов?
|
#18
- 12 июня 2013, среда
|
Москва
842 дня назад
|
Да, забыл сказать, сама идея датчика такой формы очень понравилась. По сути выходит что можно формой датчика задать кривую (как опережения, так и задержки). Как раз есть лишний датчик, надо будет поэкспериментировать.
|
#19
- 12 июня 2013, среда
|
Агрыз
345 дней назад
|
Jluc: Alllexius, т.е. если при штатном коммутаторе придать датчику такую форму, то угол зажигания будет изменяться с увеличением оборотов?
Да, именно так. Kubik: Да, забыл сказать, сама идея датчика такой формы очень понравилась. По сути выходит что можно формой датчика задать кривую (как опережения, так и задержки). Как раз есть лишний датчик, надо будет поэкспериментировать.
Скажу больше в ходе опытов при определенной форме датчика получил даже нечто похожее на много- (реально получилось 2 ) -искровой режим на оборотах до 2500 в мин. По графикам скажу следующее: такого типа графики получаются при зажигании типа СХЛ и 1 катушке: на больших (более 3-4 тыс/мин.) сердечник входит в насыщение, провоцируя уход угла в обратную сторону. Сам наблюдал такое когда на стенде далал зажигание на Ш-51.Пришел к тому, что для предотвращения этого явления нужны 2 катушки - зарядная и датчик.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 12 июня 2013 в 18:12, Alllexius: причина не указана)
|
#20
- 12 июня 2013, среда
|
Рига
1540 дней назад
|
Alllexius:на больших (более 3-4 тыс/мин.) сердечник входит в насыщение, Насыщение, с увеличением частоты? Странно, в моём понятии наоборот должно быть.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 12 июня 2013 в 21:31, Squish: причина не указана)
|
#21
- 12 июня 2013, среда
|
Агрыз
345 дней назад
|
Наверно от материала сердечника зависит . В эксперименте получалось как на графиках.
|
#22
- 13 июня 2013, четверг
|
Железнодорожный (Московск.)
1 день назад
|
Kubik:Вы ошибаетесь, вот примеры кривых опережения для блоков CDI двухтактных моторов. В самом начале действительно везде есть сдвиг в раннее, чтобы увеличить момент, но на рабочих оборотах везде сдвиг в позднее. Такие графики с упозднением на высоких оборотах делаются для бензопил и тримеров, чтобы двигатель не шел вразнос. На мопедах высокие обороты ограничивать нет необходимости, поэтому график должен быть как минимум прямым.
|
#23
- 13 июня 2013, четверг
|
Железнодорожный (Московск.)
1 день назад
|
Alllexius:...сердечник входит в насыщение, провоцируя уход угла в обратную сторону. С какого перепугу сердечнику входить в насыщение? Не сердечник входит в насыщение, а возрастает индуктивное сопротивление обмотки. Это проверено на стенде с помощью приборов и экспериментами Вагнера с намоткой подковы для СЛХ секциями. Влияние индуктивности еще тоже подтверждается этой темой. Там разница в дополнительных 83 витках давала ощутимый завал на высоких оборотах.
Редактировалось: 2 раза (Последний: 13 июня 2013 в 11:25, omich: причина не указана)
|
#24
- 13 июня 2013, четверг
|
Москва
842 дня назад
|
omich:На мопедах высокие обороты ограничивать нет необходимости, поэтому график должен быть как минимум прямым. Вы ошибаетесь, такие графики делаю как раз на затюненых скутерах и мотоциклах. Не поленился почитать в книжке подробнее. Суть в том, что нормальный двухтактный мотор в основном обязан своей мощностью выпускной системе. Обороты оптимальной работы выпуска определяются конфигурацией и длиной резонатора: при определенных оборотах момент возвращения волны газов из резонатора к цилиндру совпадает с концом фазы впуска. Скорость движения газов зависит от их температуры, которая тем выше, чем позже момент зажигания. Таким образом, предположим что зажигание без АУОЗ настроено на 2 мм до ВМТ, и установленный резонатор работает в диапазоне 4000-6000 оборотов. Сдвигом момента зажигания в позднее после 6000 оборотов можно достичь более высокой температуры и скорости выхлопных газов, тем самым уменьшив время их прохождения по выпуску и обратно, тем самым сдвинув диапазон работы выпуска в сторону более высоких оборотов. Т.е. по мере роста оборотов сдвигаем и рабочий диапазон выпуска. Извиняюсь если оффтопик :)
|
#25
- 13 июня 2013, четверг
|
Железнодорожный (Московск.)
1 день назад
|
Kubik, тут да, утверждать не буду, звучит вроде убедительно. Nyemi, довольно давно занимающийся зажиганиями, показал кривую с объяснением( см. внизу этого поста). Он строит зажигания для бензопил, тримеров и двигателей моделей самолетов и еще для многих 2Т и 4Т. У нас все-равно нет таких приборов/стендов, чтобы измерить и проверить это на практике, так что приходится проверять чисто практически или искать, что кто-то уже тоже такие исследования проводил. Я опирался на его исследования и отдаю ему должное.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 13 июня 2013 в 20:38, omich: причина не указана)
|
#26
- 14 июня 2013, пятница
|
Агрыз
345 дней назад
|
Всем спасибо за сотрудничество. Тему можно удалять.
|