Предыстория.
Летом 2011 года в ходе акции "Прием мопедов у населения" у модернизаторов подросткового возраста за символические 600 р был выкуплен неопознанный ездящий объект. Точнее, ездил он в прошлой жизни. Под слоем половой краски (красили половой кисточкой, не разбирая мопед) была обнаружена Рига-мини в достаточно комплектном состоянии.
Мопед решено было реставрировать - для участия в Томском параде ретромобилей и в качестве фотомодели для фотоконкурса. Оригиналом для восстановления послужила оранжевая РМЗ 2.130 на рекламных проспектах.
Осенью 2013 года товарищем по увлечению была презентована "Стелла", практически полностью укомплектованная, с загрунтованной, но неокрашенной рамой, уже со следами ржавчины. Прежний хозяин, как это бывает, в процессе восстановления к мопеду охладел. Решено было восстановить Стеллу уже не в оригинале, несколько улучшить мопед, однако без фанатизма, не превращая Стеллу в Хонду Манки
После восстановления мопедов хочу проверить разницу в эксплуатации стокового и улучшенного мопеда.
История моделей
К началу 70-х годов среди различных типов двухколесных транспортных средств, выпускавшихся в мире, появился новый вид - минибайк, сверхлегкий мотоцикл с уменьшенными до предела размерами экипажной части. Советская промышленность оперативно отреагировала на рост популярности мотоциклов-малюток.
Было выпущено несколько экспериментальных мини-мокиков, которые по тем или иным причинам в серию не пошли.
Мокик "Mini" (1971)
Микророллер "Мини-Спорт" (1971)
Мокик "Рига-14" (1973)
Рига-26 "Мини" РМЗ 2.130 начала выпускаться в 1985 году на Рижском мотозаводе "Саркана Згвайзне".
Является дальнейшей разработкой модели РМЗ-2.126 (1984 год), отличается от предшественницы наличием задней подвески (у РМЗ-2.126 рама "сухая").
В 1983 году рижский завод «Саркана Звайгзне» выпустил первый в СССР минибайк «Мини» РМЗ-2.126.
От выпускавшихся заводом мопедов «Мини» отличался исключительно компактно скомпонованными рамой, бензобаком, передней вилкой и силовым агрегатом. Руль и седло - выдвижные, как у складного велосипеда. Но главным техническим решением, позволившим радикально уменьшить габариты, стало применение 10-дюймовых колес, унифицированных с колесами советских мотороллеров вместо относительно больших спицованных колес. Диски «Мини», как у «Тулы» и «Вятки», состояли из стянутых болтами половинок и для замены шин разбирались пополам.
Рижские конструкторы рассчитывали габариты минибайка, исходя из некоторых типичных для советского быта размерностей. Согласно техническому заданию, «Мини» со сложенными рулем и седлом должен был помещаться вертикально в стандартной кабине лифта, в чулане малогабаритной квартиры «хрущевской» пятиэтажки, занимать минимум места в сельском сарае. Также минибайк должен свободно входить в багажник «Волги» ГАЗ-24, чтобы при необходимости его можно было бы перевезти на такси. Предполагалась возможность погрузки «Мини» на верхний багажник, установленный на крыше «Жигулей», «Москвича» и «Запорожца». Также предусматривалось интересное противоугонное устройство - на передней вилке и раме находились петли, которые при повороте руля до упора совмещались, и в них можно было вставить дужку висячего замка.
Чтобы сложить половинки руля и опустить седло, достаточно было ослабить очень простые цанговые зажимы. Двигатель заводился от кик-стартера. На стоянке «Мини» удерживал откидной боковой упор. Малютку, подобно «взрослому» мотоциклу, оснащали фарой с европейской системой светового потока, указателями поворотов, катафотами, спидометром, зеркалами заднего вида, бесконтактной системой зажигания, сменным бумажным элементом воздушного фильтра. Существовали модификации «стандарт» и «люкс». Последняя отличалась наличием багажной корзины над задним крылом, откидной багажной решетки спереди, дополнительными указателями поворота и более яркой окраской.
Через два года, в 1985-м на смену первому варианту пришел новый «Мини» РМЗ-2.130. Сохранив все особенности предшественника, он получил маятниковую подвеску заднего колеса вместо жесткого крепления колеса к раме, измененную систему выпуска с поднятой вверх, а, значит не цепляющей за неровности дороги трубой глушителя.
Правда, масса «Мини» около 50 кг получилась не меньше веса полноразмерных «легких» мопедов завода «Саркана Звайгзне» «Рига-11» и «Рига-13». Рабочий объем и мощность двигателя, а, значит, максимальная скорость также была не меньше, чем у названных моделей мопедов. Мопеды первых выпусков оснащались двигателем S-62. «Мини» второй серии РМЗ-2.130 оснащали либо мотором В-501 с ножным переключением передач, либо двигателем В-50 с ручным управлением коробкой.
Но цена как раннего, так и позднего «Мини» оставалась одинаковая: 250 рублей за стандартный вариант и 260 рублей за «люкс». Так как рабочий объем двигателя минибайка меньше 50 см3, как у современных скутеров, управлять им мог человек, не имеющий водительских прав, что повышало популярность минибайка среди подростков-школьников.
Варианты окрасок: полностью оранжевая, полностью малиново-красная, полностью синяя, полностью белая, бело-синяя, бело-зеленая, бело-красная, бело-оранжевая...
Выполнялся в двух вариантах: "Стандарт" и "Люкс". Последний отличался наличием поворотников, откидным багажником на руле и съемной корзинкой на заднем багажнике.
Технические характеристики мокика РМЗ-2.126
Масса, кг - 50
Максимальная нагрузка, кг - 100
Число мест 1
Габаритные размеры 1510х740х1000 мм
Ширина и высота в сложенном положении 350х520 мм
База,мм - 1000
Длина, мм - 1510
Высота, мм - При руле в рабочем положении - 1000, в сложенном - 520
Ширина, мм - В рабочем состоянии - 740, в сложенном - 350
Дорожный просвет, мм - 120
Максимальная скорость, км/ч - 50
Топливо - смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1)
Ёмкость бензобака, л - 5,5
Контрольный расход топлива (при скорости 30 км/ч), л/100 км - 2,1
Рама - Трубчатая, сварная
Подвеска переднего колеса - Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами
Задняя подвеска - Маятниковая вилка, с пружинными амортизаторами (на первых выпусках - жесткая)
Тормоза - Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо
Тормозной путь - обоими тормозами V=30 км/ч, 7,5м
Размер шин - 3,0-10"
Тип двигателя - V50 или V501 бензиновый, одноцилиндровый, карбюраторный, двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха
Рабочий объём цилиндра, куб.см - 49,8
Диаметр цилиндра, мм - 38
Ход поршня, мм - 44
Степень сжатия - 7,5-8,5
Максимальная эффективная мощность двигателя, кВт (л.с.) при 4500 обмин - 1,32 (1,8)
Максимальный крутящий момент Н*м/мин-1 - 30,3
Тип коробки передач - V50 - Двухступенчатая с ручным переключением передач; V501 - Двухступенчатая с ножным переключением передач
Сцепление - Многодисковое в масляной ванне
Механизм запуска двигателя - Кик-стартер
Моторная передача - Передаточное число моторной передачи 4,75
Передаточное отношение цепной передачи - I передача - 2,08, II передача - 1,17
Система зажигания - Электронная, бесконтактная
Карбюратор - К-60В
Воздушный очиститель - С бумажным фильтрующим элементом ЭФВ-3-1А
Система выпуска газов - Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов
Источник электроэнергии - Генератор 26.3701, 6В, 45 Вт
"Стелла" РМЗ-2.136, начало выпуска 1986 год
С началом выпуска мопедов "Стелла" (Звезда) связана следующая история. Мопед Ригу-«Мини» захотел однажды купить своим детям тогдашний представитель «Мотокова» в СССР В. Гроссман. Представители КБ "Саркана згвайзне" отговаривали его: мотором В-50, которым комплектовался мопед, вряд ли можно было гордиться. Тогда родилась идея — не заменить ли родной двигатель силовым агрегатом Jawa М-225 от чехословацкой «Бабетты» с автоматическим переключением двух передач за счет центробежных сцеплений. В принципе можно, но машина получалась неизящной. Мало-помалу пришлось не просто видоизменить экипажную часть под новый мотор, но и найти новые дизайнерские решения, чтобы органично вписать его в общую композицию. Так родилась «Стелла» РМЗ-2.134,она же Babetta - 134. В 1988 году началось производство мопеда. Половину мопедов отправляли в Чехословакию - рассчитывались за поставленные двигатели. Мопед «Стелла» в магазине Рижского мотозавода в сезоне 1997/98 года стоил 280 латов.
Впоследствии раму мопеда приспособили уже под имеющиеся Вайрасы - появилась "Стелла" РМЗ-2.136
Также на "Стеллы" ставили польские двигатели Dezamet (РМЗ-2.142) и французкие Peugeot.
РМЗ-2.142
С двигателем Д-16 производство "Стеллы" выпускались в Санкт-Петербурге на заводе "Красный октябрь" под названием Фора-Мини, уже после закрытия Рижского мотозавода.
В 90-е годы модифицированная "Стелла" производилась фирмой Moped-Slovakia под маркой "Babetta Mini-Hooper"
Вот еще одна Стелла, видимо, произведенная для Великобритании
В 1984 году на SZ была разработана экспериментальная модель с Д-8 и складной рамой "Mini" RMZ2, с которым запросто можно было втиснуться в автобус или подняться на лифте. Чтобы при хранении в квартире «Мини» не вынуждал хозяина дышать бензиновыми парами, бак сделали съемным: отцепи – и поставь на балкон.
В планах "Саркана згвайзне" было производство грузовых трайков "Villi" и "Bite" ("Пчела") на базе Риги-мини и "Стеллы". Небольшой партией эти мопеды все-таки были выпущены. Несколько экземпляров имеются в коллекциях собирателей мототехники. Возможно, еще несколько этих мопедов продолжают трудиться в частных хозяйствах, либо простаивают в гаражах. http://www.mopedmuseum.ru/vairas-bite.html
Перед закрытием Рижского мотозавода разрабатывался грузовой трицикл "Pony" (1991)с двигателем Dezamet. По некоторым данным, мопед был выпущен небольшой партией. На таком легком пластиковом трицикле мог ездить и перевозить грузы даже человек без водительских прав, потому что «Пони» с двигателем в 50 кубических сантиметров попадал в категорию обычных мопедов.
Самым же рискованным, амбициозным проектом того времени оказались детские мопеды «Манки» и «Босс». Такие машинки заказали британские партнеры Рижского мотозавода. По контракту в Англию должны были отправиться 3000 мопедов. Рижане с привычной точностью выполняли свои обязательства и только удивлялись тому, что в каталогах Туманного Альбиона их продукция представлена с пометкой «Made in UK» и предлагается по цене 899 фунтов.
– Но за последнюю партию мопедов Рижский мотозавод денег от партнеров не получил, что стало последней каплей в его разорении, – вспоминал Роланд Булиньш. – Вдобавок предприятие задолжало Государственному агентству приватизации. Это было равнозначно смертному приговору. В 1998 году производство мопедов на Рижском мотозаводе окончательно прекратилось. Причин было несколько: повысились налоги, началась денационализация предприятий, сорвалось несколько крупных сделок, к тому же один из потомков Густава Эренгрейса, основателя велосипедного завода, отвоевал у нынешнего руководства часть заводской территории. Рижский мотозавод стали распродавать по частям, а любители и знатоки отечественной мототехники бросились выискивать и скупать у частных владельцев знаменитые мопеды "Рига".
Мини-мокик "Monkey"
Микромотоцикл "Boss" (1993)Двигатель Д-16
Мини-мокик "Mini-Delta" (1989) с двигателем Д-16
Продолжение.
После разборки мопед детали был отправлен на пескоструйку. Очищенные от краски детали решено было красить самостоятельно из баллончика (в дальнейшем, постараюсь такую ошибку не повторять). После обработки обезжиривателем детали были покрыты праймер-грунтом "Motip", затем окрашены акриловой краской "Motip"Lada 1025. Красил несколькими тонкими слоями после полной сушки предыдущего слоя. Результат оказался неудовлетворительный - краска держалась плохо, оставляя царапины и сколы от малейшего удара. Поэтому поверх краски детали были покрыты акриловым лаком "Motip". Прочность лакокрасочного покрытия стала немного получше, но, все равно, "не фонтан"...
Источники информации
http://www.mopedmuseum.ru/sz.html
http://www.scooterdigest.ru/pub.asp?id=5207&tid=8
http://gvtm.ru/mini_rmz-2.103
http://roker.kiev.ua/techinfo/moped/stella-rmz-2-134/mokik-riga-stella-rmz-2-134.html
http://www.jawnoe.ru/me-mp-riga.html
http://lubanas32.ucoz.lv/news/rizhskie_mopedy/2012-08-16-392
http://jawamoped.hu/dokumentacio/reklam.htm
http://www.riga.hu/
http://www.rcforum.ru/showthread.php?t=899
motormuzejs.lv
Меню
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
|
Две Мини родом из Риги"Мини" РМЗ 2.130- и "Стелла" РМЗ - 2.136
Быстрый ответ
У вас нет прав, чтобы писать на форуме.
Новое на форуме
|