Последние комментарии
Marhmelo 22 ноября 2023 в 17:50
У меня бомбит
Пётр 29 июля 2023 в 12:58
Вот как то так
Vladimir 28 марта 2023 в 18:22
Работы над мотором
+12 RSS-лента RSS-лента

Записки юного дачного мопедиста. Мокик РМЗ 2.136-02 "Стелла"

Автор блога: Дмитрий Алхимов
Спустя год...
Итак, прошёл год с хвостиком. Ещё свежи воспоминания, как мы с отцом везли разобранный мокик по садоводству(фактически рама на колёсах, двигатель без генератора привязан верёвочкой, а детали свалены в пакет).
Стоп-сигнал на "Стеллу"!
Долго в сарае валялся выключатель стоп-сигнала ("лягушка") забытый и никому не нужный. Недавно в голове упорно засела мысль о необходимости сделать всё как положено. Вс осложнялось отсутствием патронов для ламп в основании заднего фонаря. Вместо "габариток" стояли две велосипедные лампочки по 3,5 Вольта (кстати, год отработали без нареканий и ещё живы).
Казалось бы, чего проще-купи задний фонарь от китайского мотоцикла и радуйся. Но мне почему-то упорно захотелось оставить именно родной, хотя это и иррационально-корпус рассеивателя склеен, а снизу вместо стёклышка кусочек винилового сайдинга (да, зажрались мы совсем, хотя в газпроме никто из знакомых не работает). Попытки найти родной комплектный фонарь кончились ничем.
Сначала встал вопрос о лампочках. В запасе лежали 6-вольтовые 15-Ваттные лампочки стоп-сигнала (когда-то пытался поставить их в фару, но они сильно слепили встречных. Затем проблема отпала, когда в магазине автозапчастей нашли не какую-нибудь, а OSRAM, 6В15Вт), но отец отговорил, что, мол, чересчур ярко, не мощнее 5-Ватт. В "габаритки" не мощнее 2-Ваттной. На рынке в Сокольниках ломят совершенно неадекватные цены, но я-таки купил 5-Ваттку за 25р. 1-Ваттную мне раньше предлагали по этой же цене, но их не осталось. С большим трудом разыскал интернет-магазин неподалёку оттуда, где 1-Ваттки идут по 5р., а 5-за 9. Закупился про запас, заодно купил двухнитевую лампу в фару, 15/15 Ватт. Колба последней вплавлена "слегка кривовато", а в фару она не полезла.
Патроны брал автомобильные. Для стоп-сигнальной лампы взял патрон переднего поворотника (именно фарного, а не повторителя) ГАЗ-31029, а для "габаритки" нашёл патрон контрольной лампы от "шестёрки".
Изь железной полосы вырезал выемку под "усы" "волговского" патрона, а для второго соорудил банальный хомут из полоски кровельного железа. Пришлось подумать, как всё это уместить. Работа под навесом (поливали дожди) заняла в общей сложности 2 дня, и в итоге получилось это:

Светит просто отлично. В режиме "габаритки":

Со "стопарём":
Как и обещал...
Выкладываю фотки. К сожалению, дождь вчера перестал только вечером, поэтому пришлось фоткать со вспышкой.
Восстановление мокика РМЗ "Стелла"
Здравствуйте! Я Дима Алхимов, мне 15 лет, город Москва. Совершено неожиданно мне с отцом совершенно бесплатно отдали мокик «Стелла» рижского завода «Саркана Звайгзне» с двигателем v-501м. Предыдущие хозяева хотели его выбросить, но мы решили попытаться дать ему вторую жизнь. Человек, через которого мы узнали об этом экземпляре, посоветовал нам установить китайский мотор и «не париться». Мопед (хотя определение и неправильно технически, но привычнее и звучит лучше) был в коматозном состоянии – передачи не включаются, двигатель был снят, частично разобран и лежал отдельно. При попытке ремонта предыдущими владельцами было утеряно много деталей – нет ножки переключения передач, выпускной трубы (глушитель был), высоковольтного провода с наконечником. Сразу обратили внимание на хорошее состояние колёс со словенскими покрышками. О том, что это «Стелла», узнали не сразу – на табличке за фарой на латышском языке указаны только изготовитель, выбиты номер рамы и тип модели. Из той же таблички узнал, что мопед мне ровесник-1996 года выпуска. Пробег был неизвестен – привод спидометра отказал уже на 235-м километре, но проехал мопед не менее полутора тысяч километров – это если тросики газа и сцепления не меняли.

В путь!


Мой отец Алхимов Алексей Михайлович. Начало «ревизии».





К сожалению, в тот же день нам пришлось уехать с дачи в Москву, оставив мопед в таком состоянии. В городе сразу же включили Интернет и по фотографии узнали модель, нашли схему двигателя и электрооборудования. Мы были удивлены тем, что таких, как мы энтузиастов по России (и не только) очень много. Посередине недели отец взял детали пианино (он настройщик-реставратор фортепиано) для покраски на дачу. Заодно мы решили произвести вскрытие двигателя – вдруг он не совсем «убит»? Керосином промыли детали двигателя, а заодно и основательно забрызганную грязью раму.

Вскрытие показало – сцепление на замену. Шестерня корзины была оторвана по сварке, разрушены фрикционный диск, недопустимый износ стальных ведущих дисков, разрушен подпятник (видно на фото). Для снятия сцепления в магазине автозапчастей купили съемник. Кстати, потом он нам пригодился для установки нового сцепления.




В первый вечер мы этим удовлетворились, т. к. отцу предстояла покраска деталей пианино, а самому что-либо делать с двигателем он мне запретил. Пошатав вал переключения передач, обнаружили жуткий люфт, передачи не фиксировались. Отец, как потом выяснилось, поспешно, констатировал «аллес капут» коробки передач. Состояние цилиндро-поршневой группы признано как хорошее, но поршневые кольца требуют замены вследствие естественного износа. Папа хотел воспользоваться советом того человека, что предлагал «не париться», но я запротестовал - «китаец» зарекомендовал себя хорошими характеристиками, низким расходом топлива и, что удивительно, ещё ни разу не ломался – у нас стоит такой на мототачке: [youtube]http://www.youtube.com/watch?v=AkqMPC1Krxc . Вариатор хорош для мототачки, но не для мопеда. Но у меня уже был опыт поездки на китайском мотоцикле с ручной коробкой передач, а с вариатором мопед, как я считаю, фактически превращается в скутер, а мне почему-то очень понравилась «механика» - ты не только рулишь, газуешь или тормозишь, а полностью управляешь двигателем. Чего стоит одно троганье с места! На вариаторе не поедешь накатом, да и «с толкача» не заведёшь. В общем, я был за восстановление родного двигателя, тем более так больше сохранится историчность – никакого «колхоза», всё родное.
На следующий день закончили разборку мотора – разъединили половинки картера, очистили от грязи и обломков диска сцепления и нашли причину того, что передачи не включались – полностью «закис» и имел недопустимый люфт вал переключения скоростей, а обломки сломавшихся стопорных колец его подшипников попали в механизм переключения передач и нарушили его работу. Заодно обнаружили сломанное стопорное кольцо подшипника ведущей звёздочки. В Москве мы стали разыскивать пружину вала переключения, но поиски по всемирной паутине результатов не дали. Зато нашли, что в магазине «Зенит» в Москве ещё продают некоторые запчасти к данным моторам. Рассмотрев электросхему, обнаружили отсутствие на мопеде коммутатора, который тоже был в продаже.

В том же «Зените» приобрели красивую коробочку с надписью «муфта сцепления» - корзина с дисками в сборе. На нашем мопеде (видно на фото) стояло сцепление типа «ромашка», но в «Зените» такого нет, пришлось купить шлицевое. На коробке ни слова об изготовителе, но скорее всего Китай. Коммутатор, поршневые кольца и сальники в двигатель тоже китайские. Также купили «бошевскую» свечу – старая калильным числом не совпадает с рекомендацией в Интернете и инструкции к мопеду. Пружину решили согнуть сами – купили в магазине автозапчастей гибкий хомут шланга охлаждающей жидкости, но сделанная нами пружина разогнулась ещё во время сборки половин двигателя. Отец нашёл выход – он перегнул велосипедную пружину переднего тормоза – как раз то, что надо! Он поставил сцепление (без съёмника эту работу выполнить практически невозможно – нажимная пружина так и норовит выскочить)! Шайбами был отрегулирован осевой люфт вала переключения скоростей. Заменены стопорные кольца подшипников вала переключения передач, подшипников коленвала, а также сальники коленвала (износ). Поршневые кольца не подошли по допускам, пришлось поставить старые. Снова собрали двигатель.




Двигатель V501M (вид слева):1-наконечник свечи:2-декомпрессор:3-резино-металлическая втулка крепления двигателя к раме:4-карбюратор:5-заливная пробка:6-винт М6:7-сливная пробка:8-уплотнитель:9-цилиндр:10-поршень.

Поскольку мы договорились с отцом, что подойдём к делу серьёзно, мопед решили заново  покрасить, но не кисточкой помазать, а серьёзно – с грунтованием в несколько слоёв, подготовкой и т.п. Недели две (во время приездов на дачу) занимался рамой, колёсными дисками, вилками и прочими «железяками». Несмотря на то, что на фото изначально мопед выглядит вполне прилично, за пятнадцать лет жизни и хранения (в последние годы) в неподходящих условиях лакокрасочное покрытие имело множество изъянов, на месте которых активно развивалась коррозия. Наиболее сильно металл поржавел на внутренней части колёсных дисков и в тормозных барабанах. Очистил керосином от грязи, стеклопластиковой щёткой – насадкой на дрель счистил рыхлую ржавчину и казавшееся на первый взгляд прочным практически всю краску, сильно корродировавшие детали очистил преобразователем ржавчины, обезжирил бензином «Калоша», зашкурил, подготовил к грунтованию. Отдельно прополоскал изнутри бензобак от масляных отложений. Перед самым грунтованием обнаружено разбитое отверстие под ось колеса на задней вилке (скорее всего, из-за того, что на мопеде ездили вдвоём, что подтверждается самодельными подножками пассажира). После нескольких откидываний сиденья отломилась по сварному шву его проушина. Но сиденье мы решили пока отложить – всё по порядку.













Больше всего времени заняла подготовка деталей к грунтованию. На даче у нас есть воздушный покрасочный компрессор, поэтому грунтовал я из него.




Тормозные барабаны и крышки двигателя для красоты были покрашены в цвет серебристый металлик и покрыты лаком. Для защиты резьбовых соединений и родной заводской таблички от коррозии (ржавчины) оные были покрыты тем же лаком.

Затем моим отцом (красил он сам, т.к. я при грунтовании по неопытности допустил подтёки грунтовки, а покраска – дело очень ответственное) мопед был выкрашен в цвет «зелёный сад», а некоторые мелкие детали – в чёрный матовый.

Запчастей купили примерно на 1500 рублей: тросики газа и сцепления (по 50 рублей за штуку), свеча зажигания, коммутатор (400 целковых), сцепление в сборе (600 р.), прокладки двигателя, набор двух видов стопорных колец различных размеров (по 150 р.), отдельно стопорные кольца подшипников коленвала (нужных размеров в наборах не оказалось) на Москворецком рынке по 5 червонцев каждый, ножка переключения передач 200 рублей, возвратная пружина кик-стартера (80 руб.) высоковольтный провод и свечной наконечник. Долго искали гайку крепления ведущей звёздочки с нестандартной резьбой. Подошла гайка крепления карданного вала от УАЗа.
  Затем установили двигатель, коммутатор и катушку зажигания – пришло время первых испытаний.

Приварили проушину сиденья, установив усиливающий элемент из толстого гвоздя, с помощью наварки и последующей обработки «нормализовали» разбитое отверстие под заднюю ось в вилке. Установили систему питания и зажигания. Проверяем искру – как у мощного электрошокера! Итак, заливаем масло (по незнанию сначала залили трансмиссионное) в коробку передач, вывозим ТС на сравнительно безлюдную дорогу – выхлопной трубы – то нет! При заводке «с толкача» убедились в отсутствии выжима сцепления, но главное – он завёлся и поехал! На тридцатиградусной жаре мотор перегревался через каждые 10 метров. Итак, главное – он ожил! Слив масло, осмотрели сцепление. Оно не работало из – за грубого исполнения «плюс – минус полведра» корзины и фрикционных дисков – китайцы не позаботились о счистке облоя. Напильником отец подгоняет всё под нужный размер – есть! Уже можно заводиться с кик – стартера. Сначала отец попробовал прокатиться – на первой скорости всё отлично, а на второй – «не тянет»! Затем я попросил прокатиться, проехал метров двести развернулся. Завожу, выжимаю сцепление, включаю первую скорость – мотор заглох. Сделав ещё две попытки, убедился в кончине сцепления. Опять – слив масла, снятие крышки, прокладку по правилам – на помойку. Внутри обнаружился полнейший «Сталинград», по выражению отца. Фрикционные диски раскрошены, а корзина сделана из перекалённого металла – износ, как будто она «пробежала» тысяч восемь. Причём, никаких рывков при включении сцепления мы не допускали. Бракованный материал! Во второй раз решили раздельно купить корзину и фрикционные диски – два обычных и один «усиленный», «столик» и стальные диски переставили с «муфты». На второй передаче мотор, возможно, не тянул из – за алюминиевой самодельной проставки между карбюратором и цилиндром – бензин закипал в карбюраторе. Выпилил проставку из текстолита. На второй поехал лучше.

В третий раз в коробку залили обычное моторное масло (трансмиссионное для обычных шестерен слишком вязкое и может вызвать перегрев двигателя). На Москворецком рынке купили согнутые куски водопроводных труб ¾ , отрезок трубы «на дюйм» с резьбой, дюймовую гайку. Гайку приварили к глушителю, ввернули дюймовый переход. Два дня с перерывами отец варил эти отрезки (электросваркой оцинкованные трубы варить очень трудно). Особенно пришлось повозиться с приёмным фланцем. Получился точный словно заводской «спортивный изгиб». Теперь можно кататься по садоводству. Купили канистру с бензином АИ-80 (испытывали на 92-м). Решили использовать не двухтактное, а обычное автомобильное масло «Лукойл» 10W-40. Сейчас купили флакон дешёвого 2-Т масла сравнить.
Ровно сутки мы беззаботно катались по очереди по окрестностям, правда, часто останавливаясь, чтобы остудить мотор (вот бы китайцы наладили выпуск цилиндров с увеличенными рёбрами охлаждения и степенью сжатия под 92-й бензин!). Возвращаясь домой, я поднялся в горку на воющей первой скорости (зря из «явского» мотора, в своё время копируя конструкцию, ради простоты изъяли среднюю скорость!) и хотел включить вторую, но она не фисировалась! Поскольку я долго ехал на перегретом моторе, решили, что детали коробки внутри «сварились». Причина оказалась неожиданной: снова сцепление, но на этот раз всё же «битва под Ржевом». У обычных дисков как будто ножом срезало шлицы, «усиленный» же смялся, и его шлицы уменьшились раза в два. Осколки дисков через отверстие в картере попали в коробку передач и застопорили вал переключения.  Всё! – решили мы. – Хватит менять шило на мыло! У нас на даче нашёлся текстолит, решили из него изготовить ведомые диски самостоятельно. Купили набор корончатых свёрел. Жалко, что в нём не было сверла для внешнего диаметра, но внутри самодельных дисков дырки просверлили. Далее «болгаркой» и напильником пропиливали шлицы. Для страховки немного увеличили размер шлицев корзины и, соответственно, у дисков. Заодно при разборке мотора обнаружили сломанное поршневое кольцо, обломок которого, сделав огромный задир на поршне, исчез (скорее всего, вылетел в выхлопную трубу). Цилиндр, к счастью, остался невредим. Купили тайваньский поршень в сборе с поршневыми кольцами и пальцем за 200 рублей. Поршневые кольца были с недопустимым допуском. Пришлось подпиливать их бормашиной. Но три дня работы (конечно, с большими перерывами) не прошли даром – тьфу, тьфу, тьфу, постучу по деревяшке, ездит и по сей день. Пробег пока что небольшой –километров сто двадцать (на шоссе выехать не решились). Езда на таком мопеде – одно удовольствие! Очень удобна посадка, мягкая подвеска.
Далее мы покрасили крылья цветом, полученным при смешивании «зелёного сада» и остатков белой краски. Для лучшего охлаждения  из «оцинковки» в крыле сделали дефлектор – воздухозаборник, из болта сделали ограничитель поворота руля.




Однако, мопед скучать не даёт. Через три недели, обнаружив, что карбюратор явно «беднит» смесь, отец тонким сверлом рассверлил жиклёр и подогнул поплавок. Мотор перестал заводиться. Изготовив сверло на 0,64 мм из пианинной струны, запаял жиклёр паяльником и рассверлил заново (изначально жиклёр диаметром 0,62 мм). Отогнул обратно поплавок. Однако, возникла другая проблема. Мопед стал плохо заводиться, плохо ехал на первой передаче, давая странные перебои. Однако на второй скорости ехал без признаков неисправности. Сначала связали это с заменой топливного крана, но система питания не засорилась. Поменяли коммутатор (на этот раз попался отечественный!), свечу, но ничего не изменилось. Катушка зажигания отслужила свой срок и от тряски по щебню разболталась в сердечнике, отчего начались перебои. После замены катушки мотор заработал нормально, а мощность возросла по сравнению с первоначальной.
Установили светотехнику – фару и задний фонарь. Сначала поставили двухнитевую криптоновую лампу из переносного фонаря на 6 В. Но из-за того, что китайский коммутатор выдаёт 5-9 В вместо заявленных максимальных 7,5, а возможно, ещё из-за чего-то одна из нитей перегорела сразу, а вторая продержалась две недели. Временно поставили 12-вольтовую автомобильную лампочку 21 Вт, которая светила с яркостью велосипедной фары. Затем в «Зените» купили мопедную лампочку  6 В 15 Вт. Паяльником припаяли ободок от старой лампы.  Заодно спилили бормашиной перегораживавшую половину отражателя фары шторку (возможно, фара противотуманная). Стоп – сигнал пока ещё не сделали. Зато есть родной звуковой сигнал неповторимого тона! Установили вместо выключателя зажигания на руле под пластмассовым щитком клавишный выключатель, а благодаря незаметности он – секретная противоугонка!
Ещё один казус: недавно одна из половин руля лопнула по сварному шву и держалась «на соплях». Перевозя мопед через канаву, я, видимо, приложил слишком большое усилие на уставший металл руля. Хорошо, что лопнул он не во время пути, а при вывозе из сарая. Заварили трещины, аккуратно зачистили и покрыли прозрачным лаком.
Эксплуатация.
Выше упоминалось про удобную посадку. Также из достоинств отмечу его лёгкость (около 50 кг.). Двухскоростная коробка передач удобна тем, что в любой момент можно быстро выключить передачу и двигаться по инерции, «накатом». Благодаря расположению бензобака под сиденьем колени ни во что не упираются. Также отмечу, что, несмотря на спортивный упрощённый глушитель без «обратного конуса», он сравнительно тихий. Радует возможность установки багажной корзины на раму. По асфальту «Стелла» идёт прекрасно и тормозит  тоже хорошо. Отсутствие аккумулятора освобождает от проблем с ним. Запуск очень лёгкий. Из-за отсутствия средней (промежуточной) передачи перед включением второй надо дать двигателю побольше оборотов. По той же причине не рекомендуется езда по кочкам и щебню – это асфальтовый мопед, так сказать, «паркетник». Жёсткая резина скутерного радиуса, понятно, не способствует комфорту.
Минусы: не всегда попадаешь в нужную передачу, часто вместо нейтрали можно включить первую. Нужна привычка. Сильный нагрев мотора из-за маленьких рёбер охлаждения цилиндра. Из-под мотора капает масло (скорее всего, неровности картера). Как и вся советская автомототехника, в меру капризен и примерно раз в неделю-две требует наладки чего-либо. 80-й бензин, производство которого сворачивают (инструкция требует А-76, но где я его возьму?). «Неизобилие» запчастей и в некоторых случаях отвратительное качество имеющихся. Но, на мой взгляд, скутер со «Стеллой» сравнивать нельзя. Всё-таки веет несерьёзностью от китайских облепленных пластиком «табуреток с мотором», по выражению моего папы. Знаю, что многие любители скутеров будут со мной не согласны, но это лично моё мнение, и я никому его не навязываю. Считаю также, что приобретение данного мопеда (б/у мопеды можно найти на «Авто.ру» и т.п. сайтах за 8-12 т.р.) отлично поможет узнать устройство двигателя, а также приобрести опыт ремонта мототехники. Мало того, если Вам удастся вдохнуть в свой экземпляр «вторую жизнь», он Вас щедро вознаградит приятными поездками в течение многих лет. Помните, что мопед – тоже живое по-своему существо. От вашего к нему отношению и обращению с ним будет зависеть то, как он вас повезёт. Розыск деталей также интересен и приносит радость в случае успеха. Потратив много времени и мало денег, вы получите не просто средство передвижения, а некое «бензоядное» довольно прожорливое существо с не очень хорошим здоровьем, но с душой! Он компактен, и его можно поместить в негрузовой лифт или багажник машины. Для удобства транспортировки подставки для ног складываются. И ещё – катаясь на мопеде, помните необходимость тренировки своих мускулов и чередуйте иногда «покатушки» с пешими или велосипедными прогулками.
Удачи!
                                                                                                 Дмитрий Алхимов.

Отец. «Фотопроба» на главную роль в фильме «Чебуратор. Судный день».