Последние комментарии
Ролик 20 апреля 2024 в 20:18
У меня бомбит
Marhmelo 22 ноября 2023 в 17:50
У меня бомбит
Пётр 29 июля 2023 в 12:58
Вот как то так
Vladimir 28 марта 2023 в 18:22
Работы над мотором
+50 RSS-лента RSS-лента

Разные полезняшки

Автор блога: omich
История одного мопеда
Приобретен он был сыном за 700 рублей летом 2008-го года у кого-то из местных пацанов. Первое с чего пришлось начать, это замена втулки заднего колеса.
2008-й год, 6-е июля - я как раз приехал в Себеж на встречу одноклассников буквально на пару дней, а заодно немного по руководил починкой мопеда.

Сын ставит новую втулку(куплена и подошла от велосипеда):

""


Зажигание тогда на нем стояло кулачковое Д6 с внешней бобиной и ужасно барахлило. Покатавшись до конца каникул он его так и бросил у бабушки за баней прикрыв какой-то тряпкой. Так мопед и простоял под дождями, снегами и морозами до следующего лета 2009-го года.
Крылья и бак зажавели от такого "ухода" за техникой. Сын с друзьями его и покрасил какой-то долго не засыхающей белой краской и прямо с еще не высохшей стал кататься, из-за чего в нее влипла грязь, плюс заднее крыло они(варвары) красили не снимая, прямо поверх рамы, багажника и так же не снимая заднего габарита. Хоть бак то догадались снять и красили его отдельно.

В 2010 году я предпринял попытку поставить ему зажигание СЛХ, но попытка провалилась, как потом выяснилось из-за бобины. С кулачками мопед с ней хоть как-то ездил с перебоями с зазором на свече 0,3 мм, а с СЛХ, видимо, сила искры была значительно больше и бобину пробивало внутри.
Следующую попытку поставить СЛХ я предпринял 2011 году, но уже поставил новую бобину от ИЖа и мопед стало не узнать по сравнению с кулачками. Стал заводится просто сразу и ездить очень здорово, но огорчало отсутствие света. Вот тут то и пришла идея заняться разработкой своего зажигания, чтобы был нормальный свет.
Мопед был убран в сарай аж на 2 года(не было возможности съездить в отпуск в Себеж), а за это время как раз и зажигание подоспело.
Таким я его достал из сарая нынче. 2013 год, 3-е сентября:

""


Накачал шины, налил бензина, завел с зажиганием СЛХ, прокатился метров 100 и обратно.
Общее состояние мопеда:

Сиденье пошло по швам. Моторная цепь растянута. Покрышки сгнили и покрылись трещинами, а в некоторых местах и вздулись. Про грязную краску я уже сказал ранее. Заднее крыло еще и сильно мятое в районе цепей. Еще до приобретения мопеда, непонятно зачем предыдущий хозяин колол двигатель, но с прокладкой затем, видимо, не стал заморачиваться и посадил половинки картера на что-то черное и хрупкое(возможно краску) вместо прокладок. Подобное он сделал и с цилиндром. Видимо, действовал по принципу: "Оно как-то поедет и ладно".

""


Эти "прокладки" все вымыло и из-за этого смесь хлестала со всех щелей.

""


Покрышки все в трещинах и кое-где назревает грыжа:
(это уже позже сфоткал, когда снял покрышки)

""


Моторная цепь растянута:

""


В общем, картина очень печальная и ставить на "такое" новое зажигание ну совсем не хотелось.
Первых два дня лил дождь и мопедом заниматься на улице не было возможности, поэтому сначала починил седло. Оказывается, дерматин на седле приклеен к железяке(никогда не задумывался как оно там крепится) клеем что-то типа 88-го. 88-й клей в Себеже оказалось не найти ни в одном магазине, в том числе и строительных, поэтому пришлось использовать клей "Момент". Сами швы сшивал капроновой ниткой, а иголку продевал плоскогубцами. Дерматин очень сильно задубел и его даже чтобы вывернуть приходилось периодически обливать горячей водой. И надевать в последствии на седло тоже при помощи кипятка. "Моментом", как ни странно, довольно хорошо приклеилось, думал, что будет держаться хуже.

Подшитое и уже приклеенное сиденье:

""


Для дальнейшего продолжения ремонта все осложнялось тем, что из 3-х точек, в которых раньше хоть что-то было мопедное, две ликвидировались, а на последней висело объявление: "Ушла в отпуск с 2 по 17 сентября". Вот же... А я как раз приехал тоже в отпуск с 3-го по 14-е. Засада. В нескольких магазинах, где продавались велосипеды, тоже их продавали только целиком и запчастей никаких не было. На третий день удалось найти все-таки далекий магазин, в котором кроме самих велосипедов были и кое-какие запчасти. По списанному со старой покрышки номеру, продавец подобрал велосипедную покрышку. Я взял сначала только одну на "попробовать" и она подошла не хуже родной.

Чтобы поставить зажигание, сначала решил привести двигатель в порядок. В авто магазине купил кусок 0,5 мм паронита и очиститель двигателя.
Расколоть двигатель удалось довольно легко. Спасибо Кротику за подсказки где погреть и как постучать, чтобы ничего не сломалось. С собой была газовая горелка "карандаш" - оказалась очень полезной при разборке. Также сильно помогла жидкость WD-40.

Черное, оно же хрупкое, это "прокладка":

""


Это уже половинки подготовлены для вырезания прокладки:

""


Прокладка, предварительно зачищенная шкуркой, посажена с обоих сторон на герметик и картер сильно стянут всеми винтами. Дырка в сцеплении вырезана скальпелем:

""

В последствии, после высыхания герметика, скальпелем же, будет обрезана и остальная прокладка.

Интересный момент, что круглый остаток от большого выреза прокладки в картере 95 мм, прекрасно подошел по размеру для цилиндра:

""


С самим мотором уже практически закончил и решил заняться остальным мопедом. Отболгарощетил колеса и попробовал болгарощетить крыло:

""


Если колеса ободрались довольно легко(относительно), то на крыле была какая-то другая родная краска, которая при быстром вращении щетки на болгарке не сцарапывалась, а нагревалась и начинала размазываться как сметана. Приходилось очень часто пользоваться выключателем и сцарапывать на угасающих оборотах. Это дело быстро надоело и тут вспомнил про пылесос Самсунг со сгоревшим мотором. Мотор то сгорел, но регулятор то остался!!! Быстренько разобрал его(все-равно собирались выкидывать), достал регулятор со шнуром и приколхозил к болгарке, обмотав изолентой:

""

Кстати, конструкция регулятора и шнура позволяет достать их из пылесоса и затем вернуть обратно в том же виде не в ущерб пылесосу(если бы он был исправным), так что у кого сложится подобная ситуация, то можно прибегнуть к такой временной экспроприации. smile

На небольших оборотах дело пошло многократно быстрее, но все-равно заняло почти целый день.

Это уже ободранные до зеркального блеска детали мопеда, кроме рамы:

""

На заднем плане тяжелый железный ящик, да еще наполовину набитый болтами и гайками, который служил "третьей рукой" вместе с кирпичами.

Для рамы не нашел похожего цвета краски, а т.к. на раме даже в ободранных местах ржавчины практически не было, то решил ее пока не трогать. К тому же уже сильно поджимало время. Оставалось на все про все четыре дня, а надо было еще ждать пока высохнет краска.

Отгрунтованные детали:

""

Весь день ушел на грунтовку и покраску. Обратите внимание, что тут чего-то не хватает! Правильно - колес.
В конце дня захожу домой и... ёлки-палки... стоят не крашенные колеса!!! Вот же..., а авто магазин уже по времени закрыт. "Завтра" станется 3 дня до отъезда. Краска на отлип сохнет 5 часов при 20 градусах(написано на баллончике), а полное высыхание - сутки. Думаю что делать? Решил все-таки красить и, если при натягивании покрышек обдерутся, это будет все лучше, чем оставлять не грунтованные и некрашеные.
Утром сгонял за грунтом и краской и к обеду уже покрасил. Ночи уже холодные(совсем не 20 градусов, как написано на баллончике), поэтому,(забегая вперед) была специально натоплена баня и в нее к вечеру перенесены колеса, ну и заодно остальные детали.

В этот же день занялся установкой зажигания на двигатель. Тут оказалась некоторая "подстава". Держатель сальника оказался несколько толще, чем тот, который у меня был дома и использовался в составе стенда и крышка зажигания буквально на 2 мм не закрывалась, поэтому пришлось повернуть боком клеммник к которому прикручиваются провода подковы.

Эта доработка видна на установленном моторе:

""


Но до того, как поставить зажигание, пришлось еще чинить держатель сальника и подковы. В левом верхнем углу напрочь отсутствовала резьба. Вышел из положения таким способом: Болгаркой отрезным диском прорезал щель, чтобы туда проходила квадратная гайка М4(такие можно добыть из сломанного выключателя):

""


...и залил ее поксиполом в прижатом состоянии. Получилась очень хорошая новая резьба:

""

Берите на вооружение. Таким способом можно запросто восстанавливать резьбу на этих держателях. smile
В принципе, можно и снизу гайку приклеить(место там вроде еще есть), но тогда придется очень точно подбирать/подрезать винт крепящий подкову по длине, т.к. закручивать придется только на толщину гайки, а иначе упрется в картер.


Итак, утро 12-го сентября(до отъезда осталось 3 дня), колеса и остальные детали подсохли, приступил к сборке:

""


Попутно разобрал педальный узел из-за подозрительного песчаного хруста при прокручивании и с удивлением обнаружил, что там нет подшипников, а вместо них используется пластмасса.
Это уже вычищенный и отмытый педальный привод, а то вскрыв его, обнаружил кашу объемом приблизительно с две столовые ложки песка перемешанного с мазутом.

""

Предположив, что песок туда мог попасть в таком объеме практически только через трубу седла, заткнул последнюю скомканным полиэтиленовым пакетом и замазал нейтральным герметиком. Заодно смазал внутренности литолом и снаружи подобрал большие шайбы, которые исключили зазор, в который песок мог бы попасть со стороны педалей. Педали теперь стали крутиться легко и без люфтов, а то раньше справа чиркало по крышке сцепления.

Пока занимался сборкой, жена обдирала скотч со спиц колес:

""

Обода тоже за неимением времени пришлось красить не расспицовывая, к тому же ключа для спиц не было и спицы перед обертыванием скотчем пришлось подтягивать плоскогубцами. Тут тоже здорово пригодилась WD-40. Без нее спицы порой даже невозможно было стронуть с места, так они внутри прикипели к головкам, а ВДэшка просто творит чудеса.

Сборка осложнялась практическим полной непригодностью бывшего крепежа и буквально каждый винтик приходилось подгонять по месту. (И как люди раньше жили без болгарки?)

Это уже в 18 часов этого же дня:

""


Окончательная сборка - установка двигателя и подгонка по длине цепей происходили затемно при помощи жены с фонариком, smile а чтобы не повторяться, продолжение этой истории было описано в теме "Зажигание с преобразователем напряжения для Д(и не только) и мощным светом." Там же можно и задавать вопросы. smile
Пересчет угла(град) до ВМТ в положение положение поршня до ВМТ (мм)
Иногда возникает необходимость узнать угловое положение коленвала по перемещению поршня и наоборот.
Если интересно покопаться в теории, то все математические выкладки есть тут. Хоть там и рассматривается большой двигатель, но главное это формулы, в которые можно подставить свои значения.
Упростив бином Ньютона до второго порядка, ввиду малости остальных значений, получим упрощенную формулу:
S = R [(1 – cos ф) + (R/L)(1 – cos ф)/4] , где S - перемещение поршня, R- радиус вращения шатуна, L - межосевая длина шатуна, ф - угол поворота коленвала.

В любимом Excel формула выглядит так: =20*((1-COS((ПИ()/180)*A2))+(20/87)*(1-COS((ПИ()/180)*2*A2))/4)
,где для Дэшки радиус кривошипа 20 мм, межосевая длина шатуна 87 мм, A2 - ячейка со значением угла в экселе(для следующей строки она будет A3 и т.д...).

Таблица пересчета угла(град) до ВМТ в положение поршня (мм) для Дэшки

ЗЫ. Формула подойдет для любого двигателя, для этого надо только знать радиус кривошипа и межосевую длину шатуна.