Уже почти 10 лет мне нравится марка Пежо, с тех пор как владел машиной Пежо-405. Когда увлекся мопедами, заинтересовала европейская культура мопедизма, где до сих регулярно проводятся гонки в классе 50cc. А одним из самых популярных мопедов были модификации Пежо-103.
Поэтому когда полтора года назад увидел объявление о продаже груды металла, теоретически представляющих из себя это мопед, я просто не мог пройти мимо.
Вот примерно как оно выглядело
Сразу обратило на себя внимание необычная подвеска. Роль заднего маятника играет длинный подрамник, который шарнирно крепится к раме аж под бензобаком. Двигатель при работе подвески перемещается вместе с подрамиком и остальной трансмиссией, кроме того еще и сам двигается относительно подрамника при работе вариатора.
Подобная схема применена на Пегасе (который выпускался в том числе с индийским клоном двигателя Пежо).
Еще что поразило - это размер двигателя, точнее его картера. До этого я имел дело только с дэшками и Ш. Когда стал разгребать тот мешок с железом, в котором пришли детали, сначала подумал что двигателя-то мне и не положили. Дело в том, что у этих движков картер - это оболочка для коленвала, и ничего более. То есть две половинки "скорлупки" сантимеров десять в диаметре.
В обе стороны наружу торчит коленвал, с одной стороны висит магнит-маховик, с другой - сцепление или (как у меня) комплект сцепление+вариатор. Первичная передача ремнем от двигателя на шкив, сидящий на педальном валу, оттуда цепью на колесо.
Сначала была идея сделать всё максимально близко к оригиналу. Для это нужна была родная вилка, седло, руль с ручками, всякие крышечки. Но в процессе обдумывания и поиска деталей не покидало осознание того, что в исходном варианте мопед останется не слишком шустрым, не слишком удобным, и при этом страдающим от примитивной пружинной вилки, отсутствия нормальной светотехники, и прочих приветов из 70-х (год выпуска 1978). В итоге полгода назад было таки принято радикальное решение отказаться от оригинального внешнего вида и строить на базе 103-го аппарат для реальной езды.
Работа еще в процессе, но поскольку Пыж уже поехал и доказал свою состоятельность, то решил создать тему.
Один из первых вараинтов собранного движка (в процессе сбора деталей у меня образовался еще один двигатель):
Вот так выглядит рама
По случаю приобрел литые колеса, тоже от Пежо-103, но более поздней модификации. Подвох оказался в том, что у более поздней модификации не было педальной цепи, а моторная цепь была с другой стороны. Впрочем, пришлось лишь изобрести новый упор для тормозного троса.
Итальянская гидравлическая вилка
Ведущая звезда и комплект ручек
В итоге вырисовывалось вот такое чудо
Тут еще без седла, светотехники и прочих прелестей.
И вот наконец почти финальный вариант:
Оно заводится, ездит, останавливается, светит, моргает и вообще доставляет полные штаны счастья :D
Что осталось: - переделать переднее колесо на дисковый тормоз (на вилке крепление под суппорт есть, на колесо надо придумывать) - переделать электрику с переменки на постоянку и поставить аккумулятор или его аналог, иначе одновременно стоп-сигнал и поворотники ярко гореть не хотят - разобрать всё, покрасить, и собрать начисто
Редактировалось: 5 раз (Последний: 19 сентября 2012 в 20:02)
Симпатично, тоже люблю подобные евромопеды. Поршневая осталась стандартная? Хотел купить себе зимой 103, но он был битый мордой, гнутая вилка меня отпугнула.
Поршневая пока стоит та с которой он мне достался - 70cc Polini, но без третьего канала и на стандартном картере. К весне есть план собрать тюненый 50cc.
Pedro de Pakas:
Хотел купить себе зимой 103, но он был битый мордой, гнутая вилка меня отпугнула.
Этого Пежо с гнутой вилкой в Питере уже год продают, то за 30.000 как "уникальный ретро-мопед", то за 9.000 как "культовый мопед не на ходу" :D
Добавлено через 3 минуты
Видео с воскресного тест-драйва
Редактировалось: 2 раза (Последний: 19 сентября 2012 в 20:17)
Кстати, если возникнет желание повозиться, у меня есть новая родная вилка с рулем и фарой. Правда выяснилось, что вилки между модификациями чуть различались, в частности у этой тормозной стопор не совпадает с выемкой на моем колесе. Я тоже подумывал тот Питерский купить, так как деталей реально куча набралось, но надо себя останавливать - и так незаконченных проектов много.
а не подскажите где и за сколько взять такую вилку? ищу на пилот себе, а тут как я виже тоже 16" колесо
Тут колеса 17'', но так как траверсы можно двигать, то в принципе подойдет под любое похожее колесо. Марка EBR, я покупал на ебее. Цены кстати негуманные, около 150$, но к тому моменту я уже столько вложил, что было как-то пофиг. Но я не уверен что имеет смысл менять Пилотовскую на эту - она (по крайней мере пока) намного жестче, хотя должна поддаваться регулировке. После первичной обкатки может попробую сделать помягче.
Кстати, если возникнет желание повозиться, у меня есть новая родная вилка с рулем и фарой. Правда выяснилось, что вилки между модификациями чуть различались, в частности у этой тормозной стопор не совпадает с выемкой на моем колесе.
Мне ведь тоже надо себя останавливать Пока воздержусь от пыжа, надо хоть некоторые из уже имеющихся трупиков оживить бы.
Отличная работа, уважаю людей, для которых нет преград. Клипоны родные или отдельно ставил? По чем диски, правда у нас в Украине такие вряд ли найти, резина путняя, я честно в восторге, разгон впечатляет, но спидометр на видео явно не точно показывает, но все равно впечатляет!
не буду ездить на "китайцах",они мне сильно трусят яйца.
Родного тут рама и низ движка. Всё Серьезно. Все остальное или от других моделей мопедов, или просто универсальные детали.
Клипоны делает для себя и любителей один маньяк в окрестностях Лос-Анжелеса, они по размеру меньше мотоциклетных и как раз встают на эту вилку. Диск купил на ебее вместе с резиной примерно за 3500р. Они можно сказать что родные (производство Пежо), но как уже сказал от модели из 90-х годов. Резина кстати пока стоит задом наперед, так как заднее колесо пришлось перевернуть чтобы звезда оказалась с нужной стороны, а переднее - чтобы тормозной стопор. Спидометр показывает то, что намерял GPS в камере. Может он и врет, но думаю не сильно, при заезде в Саратове на Карпатах он показывал даже чуть меньше, чем настроенный велокомп.
Занялся переводом электрики на постоянку. Причина - малая мощность генератора. Три катушки в сумме дают 35 ватт, но позволяют нормально подключить фару лишь на 15 ватт. Если подключить на 25 (задействовав две катушки), то на поворотники, стоп-сигнал и гудок останется всего 10 - маловато, стоп будет моргать в ритме поворотов.
Аккумулятор, в моем понимании, позволит подключить фару 25 ватт и обеспечить заряд аккума, чтобы не постоянно используемые потребители типа стопа питались от него.
С каждой катушки генератора идет по выводу наружу, второй конец каждой катушки замкнут на массу. Получив наводку на Дырчике и почитав интернеты, понял что надо делать трехфазный выпрямитель, а после него - стабилизатор. Первым делом отпаял "массовые" выводы катушек генератора от массы и замкнул между собой - получил традиционную трехфазную "звезду". Сначала думал найди подходящее реле-регулятор от какой-нибудь техники, но смутило разнообразие схем и подходов к регулированию напряжения. Как я понял, в генераторах, где катушки стоят симметрично (0 - 120 - 240 градусов), достаточно ограничить напряжение на каждой фазе. В моем же случае смещение фаз совершенно отбалдовое (0 - 150 - 180 градусов), поэтому более надежным показалось делать регулятор на основе реального выходного напряжения. Ну и для первого раза хотелось самому сделать.
В итоге спаял вот такую схему, как самую гибкую и надежную по отзывам:
Схему спаял в два куска - отдельно выпрямитель с тиристорами стабилизации, отдельно схема управления стабилизацией.
К сожалению, в силу криворукости и недооценки размеров, не получилось упихать всё в один радиатор. Поразмыслив, решил их совсем разнести. Выпрямитель установил на радиаторе, а схему управления упрятал в маленькую коробочку, которую потом разместил внутри "электрической коробки" мопеда, рядышком с самодельным же реле поворотов. Вот они после заливки:
Аккумулятор взял самый маленький - 0.8Ah. Из-за плохой погоды пока еще не получилось проверить зарядку, но домашние эксперименты с кручением мотора дрелью вселяют надежду на успех.
Супер! Офигенный мопэд! История с почти полным отсутствием родных деталей напоминает историю с моей Бабеттой
А зачем муфлер на резонаторе так сильно вниз наклонен? А Холодная сварка, которой залита электрика на работу схемы не влияет? Она ведь с металлической стружкой и может ток проводить.
У меня тоже генератор 35 ватт, я решил проблему с питанием так: потребители питаются через БКС от Карпат, в фаре галогенка 20Вт, в габарите и поворотниках маленькие лампочки (вроде по 4Вт), всё светит достойно. Правда у меня бибика от отдельной катушки в генераторе работает и стопаря нет как такового.
В недрах тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра
А зачем муфлер на резонаторе так сильно вниз наклонен?
Особенености того, что двигатель при работе вариатора качается на своей подвеске. На следующем тест-драйве сделаю видео на котором видно до куда он поднимается :)
Madest:
А Холодная сварка, которой залита электрика на работу схемы не влияет?
Это не сварка, это специальный теплопроводящий компаунд, именно для заливки схем.
В пятницу съездил на пыже на работу (от Пражской на Беговую, примерно 23 км в один конец). Не разобравшись, где у краника "Открыто", а где "Резерв", аккурат напротив Белого Дома остался без бензина и толкал мопед до заправки Надо сказать, я вообще первый раз в жизни ездил на двухколесном с мотором по какому-то серьезному городскому маршруту. Понял, что пока еще не понимаю, как ездить по пробкам - тупо в потоке между машин получается как-то медленно и грустно. Попробую поискать альтернативные маршруты с учетом возможности качения мопеда руками.
Выпрямитель и регулятор, судя по всему, работают хорошо, аккумулятор заряжается. Насторожила температура движка, стоит проехать хотя бы пару минут с открытым более чем на 2/3 газом, и температура поднимается до 210-220 градусов (датчик стоит под свечой). Максимум был 245 градусов. На форумах пишут, что нормальная температура - до 200. Предпосылок к клину правда не замечено, но попробую чуть обогатить смесь или подвигать зажигание.
Плюсы - мопедка отлично едет в потоке, тормоза притираются и начинают работать все лучше и лучше, вилка тоже разработалась (сначала была очень тугой).
А как он заводится без педалей, с толкача? Поза у пилота наверное забавная
Ага, с толкача. С декомпрессором это очень просто, легко завести даже сидя, оттолкнувшись ногой. Позу со стороны мне самому интересно сфоткать, один раз только видел когда друг по двору катался. Похоже как будто дядька детский велосипед украл Ну на самом деле посадка как на горном велосипеде, только ноги дальше сзади.
Кстати, я не знаю, так же устроены все центробежные сцепления или нет, но тут мне очень понравилась конструкция. Сцепление двойное: первое на валу коленвала, как обычно, а второй комплект - на валу вариатора. Второе включается при очень малой скорости, около 5кмч, то есть даже если толкать мопед быстрым шагом, уже схватывает (а это примерно 1000 rpm). Как раз для запуска мотора. После запуска можно прогревать, даже немного газовать, сцепление не будет включаться. А при троганье с места работает первое сцепление, оно начинает срабатывать в районе 3000 оборотов, то есть когда движок уже набрал тягу. Зато как только мопед тронулся и набрал те самые 5 кмч, второе сцепление тут же срабатывает и уже держит, пока скорость опять не упадет почти до нуля. То есть и завести можно пешим ходом, и троганье на довольно высоких оборотах (и их можно регулировать пружиной), и после троганья можно ехать почти на холостых, сцепление не выключится.
Вот тут видны элементы конструкции: колодки на корпусе вариатора, и диск основного сцепления с толкающими его шариками.
Сцепление конечно так не у всех работает. Обычно есть самая примитивная схема - колодки только на КВ, обратной связи от колеса нет. Это только европейцы заморачивались такими хитрыми конструкциями, на Бабетте, например, на КВ 2 пары колодок - одна передает вращение от КВ на трансмиссию, вторая от колеса (или кика) на КВ, естественно независимо друг от друга. А у пуховского Е50 по-другому - там центробежное сцепление на КВ может блокироваться ручкой на руле. Т.е. при заводке ты нажимаешь рычаг сцепления, а как мотор заведется отпускаешь и пользуешься просто центробежкой.
Кстати, аморты у тебя не Sebac?
Редактировалось: 1 раз (Последний: 22 ноября 2012 в 09:42)
В недрах тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра
Аморты не sebac, некий ноунейм. Честно говоря, не очень нравятся, на лежачих полицейских подбрасывает Есть старые газомасляные Sebac, но пока не смог их разобрать для чистки, всё больше склоняюсь к мысли, что они таки неразборные :D
Так он сотка или полтинник. Если полтинник-то "реально валит" для такой кубатуры.http://i42.fastpic.ru/big/2012/0630/6d/f2c53d9f1190cf843569c795099b5b6d.jpg Вот что вытворяют на базе Пежо-103 И вопросик по ЖК дисплею. Как он работает в минусовые. И переносит ли зимнее хранение. А то на одном сайте меня пугали что ЖК дисплей после морозов мол теряет работоспособность.(что-то я не верю).
Редактировалось: 1 раз (Последний: 22 ноября 2012 в 12:11)
Сейчас он сборная солянка - 70cc поршневая с маленькими каналами, стандартный картер, стандартный впуск, стандартная голова. Обороты до 9000 - 9500, но на бедной смеси быстро греется до 200+ градусов, так что чуть обогатил. К весне надеюсь собрать что-то более гармоничное.
А с автором мопеда на твоем фото я переписываюсь, чувак прожил полжизни во Франции, а теперь в Калифорнии собирает гоночные и покатушечные французские мопеды :)
Добавлено через 1 минуту
Про ЖК дисплей - пока опыта нет, первая зима. Но дисплеям велокомпьютеров от морозов ничего никогда не делалось.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 22 ноября 2012 в 12:25)
А... тогда понятно откуда такая скорость. "К весне надеюсь собрать что-то более гармоничное." Так он и сейчас вполне гармоничен, но все зависит от энтузиазма и задумок. Просто на моем Заксе ЖК дисплей тоже а стоит в неотапливаемом гараже. Но я почитал в инете. Они вроде замерзают но потом оттаивают без последствий. Сам пользуюсь "велокомпом" кошачий глаз уже 12 год (правда ниже -10) не езжу и храню велосипед дома. Спасибо.
А по поводу кубатуры - по свидетельству того самого чувака из Калифорнии, на этих движках 50cc после расширения каналов ездят быстрее, чем 70cc. Дело в оборотах, у 70сс нельзя сильно повысить обороты, потому что они начинают сразу же безбожно перегреваться (последствия того, что внешний размер оребрения у полтинника и у 70сс одинаковый - причина думаю и так понятна ) Но момент на низах у 70 конечно выше.
Если высвободится поршневая, готов прикупить, а то у меня самоточная гильза с хрен знает какими окнами.
Madest:
А у пуховского Е50 по-другому - там центробежное сцепление на КВ может блокироваться ручкой на руле.
Внезапно на Пежо 103 1973 года сцепа блокируется переключателем на шкиве педалей. А ещё интересней у мофы Пьяджио Веспино, у неё сцепа заблокирована, а разблокируется поворотом ЛЕВОЙ ручки.
Мофы - такие мофы.
Многие знают больше, чем я. К счастью, это меня не волнует.
Если высвободится поршневая, готов прикупить, а то у меня самоточная гильза с хрен знает какими окнами.
Тебе именно 70сс интересен? Есть родная поршневая 50сс, вроде неплохая, хотя заводил один раз всего и ни разу не ездил.
Garry Eagle:
Внезапно на Пежо 103 1973 года сцепа блокируется переключателем на шкиве педалей.
Думаю ты не совсем прав - на всех 103 на стоковом педальном шкиве есть переключатель, но он не блокирует основную сцепу, а наоборот, рассоединяет шкив от ведущей звезды. Позволяет ехать на педалях или быстро катить мопед, не снимая ремня. Это если ты про тот переключатель, который виден и на моих фотках на шкиве.
Запасаюсь постепенно детальками для "тюнинха". Надо только как-то мопед в квартиру перегнать, а холодно и скользко Был сегодня в гараже, попробовал завести - на льду-снегу с толкача нереально. На асфальте завелся сразу, резина вот только совсем не для зимы.
Итак, наша прелесссссть...
Картер с большими окнами и большим впуском.
Для сравнения - тот, что стоит сейчас:
Поршневая 46мм
Обратите внимание на размеры и форму выпускного окна, и вообще на количество окон: