Ну вот и всё! 5 лет ежемесячных платежей за помещение "Музея Мопедов" и "Студии Советской Игрушки" - позади! Спасибо всем, кто помог переводом, спасибо за поддержку в комментариях! Теперь эти 200 квадратных метров окончательно наши, и в постоянном месте. И нужно работать дальше.
А завтра - 9-я годовщина рождения "Музея Мопедов Владимира Гордеева" и "Студии Советской Игрушки Светланы Гордеевой"...
А ещё, сегодня мой мотосезон открыт на две трети - "шкипер" выехал на улицу и поедет вечером на техосмотр. Для полного открытия нужны теперь только гости на мотоцикле, так что ждём)
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Новые моторы, которые проектировали ВНИИмотопром и на «Красном Октябре», посылали на мотозаводы, где под них, на перспективу, разрабатывали ходовые части. Одним из таких прототипов была и львовская «Тиса-3» с односкоростным мотором «Д-7», имевшим центробежное сцепление. По результатам конкурса на лучшую конструкцию мопеда, проведенного в 1970 году Центральным советом ВОИР и Министерством автомобильной промышленности СССР, за разработку мопедов «Тиса-2» и «Тиса-3» коллектив Львовского мотовелозавода получил вторую премию. Серийно мопед не выпускался.
В связи с сегодняшним 9-м днём рождения наших "Музея" и "Студии", в эти выходные проводим "День Открытых Дверей"! Посещение будет бесплатным для всех гостей! Если вы давно к нам собирались и уже приготовили подарки к празднику, самое время прийти в музей и их подарить! Ждём и новых, и старых гостей!
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Фотоотчёт с нашего традиционного "Дня Открытых Дверей". Идея проводить его не 12 апреля, в день рождения "Музея Мопедов" и "Студии Советской Игрушки", а в выходные, оказалась правильной, теперь будем делать именно так.
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Статья по средам. Благодарить Киевский мотозавод не приходится…
Выпуск мотоколясок мы, инвалиды Отечественной войны, встретили с большой радостью. Да и как было не радоваться этому. Отныне мы получили возможность передвигаться самостоятельно, без посторонней помощи.
В мае этого года такую мотоколяску получил и я. Но радость моя была кратковременна. Благодарить за качество выпускаемой продукции не приходится. Как оказалось, ездить на такой мотоколяске далеко не безопасно. Примерно в середине июня у моей коляски на ходу заклинился поршень в цилиндре. Меня выбросило метра на полтора в сторону. К счастью, я отделался только ушибами. Как раз в это время в Москве были представители Киевского завода, который выпускает мотоколяски. Я попросил их об’яснить, чем могла быть вызвана такая авария, и получил от заместителя главного конструктора завода тов. Бородина довольно странный ответ, что «это иногда бывает».
Но в августе меня снова постигло несчастье — на асфальтированной ровной дороге у моей коляски переломилась ось ведущего колеса. Опять авария. На этот раз в результате аварии мне пришлось лечь в госпиталь.
Киевский мотозавод обязан принять меры к улучшению качества выпускаемой им продукции. Что касается моей мотоколяски, то завод, я считаю, должен либо отремонтировать ее, либо выдать мне новую.
Интересный двухцилиндровый прототип 1970 года SIMSON S100 на современных открытках из коллекции Музея Мопедов. Мощность больше 11 л.с. и скорость в 100 км/ч.
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели. 1865 г. Санкт-Петербург. (с)
Первые в этом году экспонаты - мопеды в Музей приехали в конце апреля. Наконец доехала из Архангельска купленная ещё прошлой зимой "Дельта" с Д-16. Купленная вскладчину, мы тогда объявляли сбор, и за пару недель собрали 25 тысяч рублей. Таких мопедов на "Красном октябре" собрали около 200 штук, так что собрание раритетов пополнилось. Ещё раз благодарю всех, кто тогда откликнулся и помог собрать нужную сумму, спасибо!
А ещё пополнилось собрание экспонатов категории "вы такое больше нигде не увидите, потому что больше такого нигде нет". Это четвёртый мопед в данной категории) Команда "Моль гаражная" из Королёва в лице Димона, Наиля и Натальи передала на ответственное хранение Музею Мопедов свою самую яркую "игрушку" - "Мини" с мотором от Явы-350. Хотя аппарат находится на полном ходу, ездить на нём пробовали всего пару раз... А для Студии Советской Игрушки - заводного петушка.
По ссылке вы можете посмотреть ролик про этого монстра и про другие проекты мастерской. И хотя, вроде бы, аппарат не совсем музейный, но за эти пару дней уже стало понятно, какой интерес для гостей он представляет. Так что приезжайте в Витебск и сами увидите "то, чего больше нигде нет")
Харьковский велосипедный. Машины возрожденного завода.
На раме велосипеда стоит марка: «ХВЗ» — Харьковский велосипедный завод.
Завод еще не вступил в эксплоатацию, но он уже выпустил первые, опытные образцы машин, часть которых находится сейчас в Москве на испытании.
В беседе с нашим сотрудником директор велозавода тов. Коновалов сообщил:
— Харьковский велосипедный завод немецко-фашистские захватчики превратили в развалины. И все же было решено завод восстановить и в нынешнем году ввести его в строй действующих предприятий.
К восстановительным работам приступили вскоре после освобождения Харькова от немецко-фашистских оккупантов. Сотни жителей Харькова вместе с рабочими принялись за расчистку разрушенных цехов и всей заводской территории, а впоследствии и за восстановление.
Восстановительные работы близятся к концу. Полностью восстановлены заготовительный, механический, прессовой, инструментальный, гальванический, кузнечный цехи и котельная. В цехах устанавливаются станки, монтируется оборудование, в свое время эвакуированное в глубь страны.
Большую помощь в оснащении завода оборудованием и инструментами оказывает нам коллектив работников шефствующего над нами Московского автозавода им. Сталина.
Автозавод им. Сталина изготовил для нас штампы, сложные инструменты. Не один раз к нам приезжали инженеры и техники автозавода для помощи при оборудовании цехов, организации производственных процессов и т. д.
Исключительное внимание уделяется планировке цехов, рациональной расстановке станков, оборудования.
Многие кадровики возвратились обратно на свое родное предприятие. Однако основная масса рабочих — новички, молодежь, только начинающая свою трудовую жизнь. Вот почему одновременно с восстановлением завода организована техническая учеба.
Создано и свое конструкторское бюро, разработавшее технологию производства нового типа высококачественного советского велосипеда; первые образцы доставлены в Москву.
Новый велосипед Харьковского завода отличается от прежнего более совершенной конструкцией и тщательной отделкой. У него легкая, но прочная рама с красивой обводкой, покрытой черным лаком, хромированные колеса, щитки, педали. Велосипед оборудован мощной фарой, работающей от портативной динамо. К велосипеду дается комплект необходимого инструмента. Для лучшей проходимости установлены широкие дорожные покрышки. Велосипед легок на-ходу.
В первых числах ноября завод начинает выпуск серийных машин. До конца года намечено выпустить несколько тысяч новых велосипедов.
Экспериментальный участок мотозавода «Саркана звайгзне»… Его недаром называют лабораторией новой транспортной техники. Перенесенные с кальки чертежей, здесь рождаются первые детали и узлы мопедов. Эти удобные машины завоевали популярность не только у туристов, спортсменов и рыболовов, мопед дешев, достаточно быстроходен, обладает большой маневренностью.
Замыслы дизайнеров и конструкторов воплощают в металле экспериментальщики. И если нужно сделать очень сложную и трудную деталь, то поручают это слесарю Карлу Ванагу.
Мы застали его за верстаком. Высокий, стройный, не по годам подвижный, Карл Янович измерял штангенциркулем цилиндрическую деталь. Потом он показал нам свои «изделия»: стойку, опору щитка, амортизационное устройство. Изготовление каждого из них требует ювелирной точности.
Затем, заметно прихрамывая на правую ногу, он повел нас в соседний корпус, продемонстрировал работу станка для гибки руля. Станок сконструировал сам Ванаг. Раньше трудоемкая операция выполнялась вручную.
— Карл Янович, что у вас с ногой?
— А это память войны…
…Осенью 1943 года 121-й полк 43-й Гвардейской латышской стрелковой дивизии, где служил К. Ванаг. перебросили из-под Старой Руссы в район Великих Лук. Наступил новый, 1944 год. Стояли трескучие морозы. Тяжелые, кровопролитные бои завязались у железнодорожной станции Насва. Устроившись за бугорком с ручным пулеметом, Ванаг вел огонь по врагу. Фашисты нащупали огневую точку. Пуля пробила Ванагу правое плечо. Рука повисла плетью. Второй номер пополз за патронами, да так и не вернулся. А враг наседал. Ванаг продолжал вести огонь. Он начал передвигаться на другую позицию, когда пулеметная очередь прошила правую голень и бедро. Теперь воин стал почти неподвижен, истекал кровью, замерзал на снегу. Утром полуживого солдата подобрал санитар. Первая операция в медсанбате, потом восемь месяцев лечения в одном из госпиталей Ярославля. Хирурги спасли ногу, но она не сгибается в коленном суставе.
Так и приехал Карл Янович в сопровождении медсестры в конце 1944 года в освобожденную от фашистов Ригу. Подошел на костылях к своему дому. У крыльца бегал бойкий мальчишка. Спросил его: «А тетя Лина здесь живет?» «Так это же моя мама, сейчас позову!» Надо же! После четырех лет войны отец не узнал родного сына.
Ванаг пошел на завод «Саркана звайгзне», где работал еще до войны. Восстанавливал разрушенные цеха, монтировал первые станки. Был контрольным мастером, работал в штамповочном, заготовительном и других цехах, всюду, где требовались его умелые руки. А когда создавался участок новой технологии, перешел туда. Став экспериментальщиком, изготавливал детали первых отечественных мопедов. Здесь заметили способности слесаря высокого класса.
Пожалуй, нет ни одной модели мопеда, в создании которой не участвовал бы ветеран. И когда группа конструкторов и технологов за выпуск новых машин «Рига-4» и «Рига-7» была удостоена Государственной премии республики, в списках лауреатов значилась и фамилия Карла Ванага. К военным наградам в последние годы у солдата прибавились ордена «Знак Почета» и Октябрьской Революции.
Экспериментальному участку поручили в этом году освоить производство нового мопеда «Рига-9», ряда спортивных гоночных машин, снизить металлоемкость их конструкций. Это важное задание, и партгрупорг Ванаг думает о том, как лучше мобилизовать коммунистов на его выполнение. Между экспериментальщиками заключены договоры на соревнование, они повышают свою квалификацию.
— Светлая голова и золотые руки у Карла Яновича, — говорит заместитель главного конструктора Ян Розит. — В каждой новой машине его ум, душа и сердце. И в том, что рижские мопеды неоднократно завоевывали почетные призы на всесоюзных и международных соревнованиях, на многих выставках, закупаются 15 зарубежными государствами, есть и заслуга фронтовика, ветерана войны и труда Карла Яновича Ванага.
Текст Я. Мушина. На снимке: К. Я. Ванаг. Фото Ж. Граубица (ЛТА).
Слава вот таким мастерам. Они прославили латышей, как часть народа СССР. Их стараниями весь Союз мог ездить на рижских мопедах. Орден "Знак почета"- очень ценный орден. Давался за большие заслуги на производстве. И хотя не боевой, стоит гораздо дороже многих. За постоянный подвиг в жизни. Вот это настоящие победители. Они реально улучшали жизнь людей.
Музей Мопедов Владимира Гордеева и Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой приглашают гостей на международную акцию «Ночь Музеев 2024». С 19:00 18 мая и до 2:00 19 мая посещение и экскурсия будут бесплатными.
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Команда "Моль гаражная" (https://www.youtube.com/channel/UCK3Xzur_m0BhYu-red5N..) из Королёва подогнала Музею багажник на "Верховину 6-7" и "Карпаты". Изделие серийное, выбита цена 40 рублей. Кто-нибудь знает предприятие и годы выпуска? Ищем любую информацию. Репост приветствуется. На фото другой мопед с точно таким багажником, не наш.
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Небольшой фотоотчёт с "Ночи Музеев - 2024". Всего в этот раз нас посетили более 30 гостей, было весело и интересно. В следующем году обязательно продолжим)
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Около 1929 года в Новосибирске был испытан один из первых в мире снегоходов. «Мотоциклетку-сани», аналог современного снегохода, сконструировал рабочий завода Центральных Электросетей Соболев. Принято считать, что первый прототип снегохода испытал 15 летний Жозеф-Арманд Бомбарьдье в 1922 году в Канаде. Однако его снегоход не имел руля, управлялся веревками. После этого Бомбардье надолго оставил проект легкого снегохода, и вернулся к нему только после Второй Мировой. Представленный в хронике образец Соболева имеет руль и выглядит как промышленный продукт.
Сегодня, в первый день лета, наш сезон открыт окончательно Александром из Гатчины, который стал первым, приехавшим на мотоцикле, среди гостей этого года. Напоминаю, что гостям на мототехнике билеты не нужны.
Кстати, Гатчина стала 124 точкой на карте гостей, приехавших в музей из-за границ Беларуси.
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Всем привет! Некоторое выпадение из онлайна в июне связано с тем, что мы начали ремонт в нашем последнем зале. Это позволит дать для "Студии Советской Игрушки" достаточно своего места, чтобы освободить от непрофильных экспонатов "Музей Мопедов". Обе выставки будут рядом, за стеной, но в отдельных залах. Уже сделаны свет и электричество, сейчас закрываем и утепляем старые окна, из-за которых зимой температура в помещении опускается до некомфортного значения. За лето нужно завершить ремонт полностью. Делаем практически всё сами, отрываясь только на экскурсии, надеемся, получится нормально) Главная загвоздка - в материалах. Поэтому, если хотите помочь нашим выставкам, будем благодарны за любую помощь на карты:
Все пришедшие средства будут сразу конвертированы в стройматериалы по уже готовому списку. Если у вас есть возможность помочь со строительными материалами или с выполнением каких-нибудь отделочных работ, любую помощь примем с благодарностью. Ну и, когда закончатся летние детские лагеря, которые у нас в гостях почти каждый день, постараемся вернуться к ведению соцсетей, тем более что материала уже накопилось достаточно)
Светлана ("Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой") и Владимир ("Музей Мопедов Владимира Гордеева").
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Гвардии старший лейтенант Лепеленко Ферес Захарович на мотовелосипеде PHÄNOMEN с мотором Fichtel & Sachs 98 куб.см. на фоне самолёта Bell P 39Q Аэрокобра "За Васю Беляева" (Василий Иванович Беляев, гвардии старший лейтенант, командир эскадрильи 9-го истребительного авиационного полка, был сбит в июле 1944 года).
Заместитель командира, штурман эскадрильи 211-го Гвардейского истребительного авиационного полка Ф. З. Лепеленко совершил 230 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв и сбил лично 6 самолётов противника.
Интересная статистика. Примерно два года, как мы начали отмечать на интерактивной карте места, откуда в музей приезжают гости. За это время у нас побывали больше сотни человек из Латвии и ни одного из Литвы. А из Эстонии к нам приезжают только Алексей и Виктория из Таллина. И если в позапрошлом году они ездили на своём "Урале", то теперь пришлось ехать на машине, очередь на переход границы была 13 часов. А ещё они привезли отличные подарки для нашей "Студии Советской Игрушки".
Даже интересно, почему такая диспропорция между гостями из трёх соседних государств, учитывая, какие небольшие расстояния между ними и Витебском.
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Вот такой рисунок сделала весной в музее одна девочка из Питера в своём блокноте. И когда однажды мы закончим все многолетние ремонты и сделаем, наконец, свой мерч, то первые эскизы уже есть. Купите значок или майку с таким рисунком?)
Недавно в гостях у "Музея Мопедов Владимира Гордеева" и "Студии Советской Игрушки Светланы Гордеевой" побывала съемочная группа программы "Маршрут построен" телеканала "Беларусь-1". Вчера программа вышла в эфир. Если привязка не работает, то мы с 6.02. Приятного просмотра)
Сегодня, 10 июля, исполнилось бы 97 лет Рижскому мотозаводу "Саркана звайгзне", ведь именно эта дата указана в газетной заметке 1977 года. Поздравляю всех, у кого были, есть или кто когда-либо мечтал об этих замечательных мопедах!
"10 июля исполнилось 50 лет одному из крупнейших предприятий республики — Рижскому мотозаводу «Саркана звайгзне». Его биография начиналась по сути с мастерской по сборке мужских и женских велосипедов.
После восстановления Советской власти в Латвии завод, которому присвоили название «Саркана звайгзне», начали расширять и реконструировать. Во время войны фашистские захватчики разграбили завод, и коллективу предприятия пришлось проделать огромную работу, чтобы вновь приступить к выпуску продукции. К Дню Победы 9 мая 1945 года, т. е., всего через полгода после освобождения Риги, рабочие изготовили 10 тысяч велосипедов. Через четыре года завод выпускал уже 100 тысяч веломашин, или в 3,5 раза больше, чем в свои лучшие довоенные годы. А вскоре производство их увеличилось еще вдвое."
Заметка из 1943 года. До появления первой "Веспы" на авиационных колёсиках - ещё несколько лет.
На улицах столицы можно увидеть необычного вида мотоцикл: рама его напоминает трапецию, вместо седла — мягкий стул. Диаметр колес почти вдвое меньше, чем у обычного мотоцикла. Это — колесный скуттер, сконструированный инженером И. В. Ивановым, ассистентом кафедры автомобилей Московского автомеханического института. Колесный скуттер отличается от обыкновенного значительно меньшими габаритами и экономичностью.
Гости на мотоциклах в Музей Мопедов приезжают постоянно. И из России, и из Беларуси. Но вот из Европы едут, в основном, на машинах. Причём таких гостей становится всё больше, только за август на нашей карте отмечены новые страны - Польша и Франция. Но вот чтобы гость приехал из Европы на мотоцикле, такое у нас всего второй раз. И теперь к нашим эстонским друзьям добавился фермер из Испании, который путешествует по Беларуси и мечтает доехать через Россию до китайской границы. Причём заезжал он в музей два раза, и каждый раз мы разговаривали по несколько часов. Теперь я всё знаю про выращивание оливок и грецкого ореха, а в Вильягонсало, округ Бадахос, хорошо разбираются в советских мопедах и игрушках. Но больше всего мы говорили про жизнь, и, на удивление, о многом думаем практически одинаково. И у многих русских пословиц есть испанские аналоги. Хотя и отличий в менталитете тоже много. Очень интересный гость!
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Информационный отчет за 1973 год Всесоюзный научно-исследовательский, конструкторский и технологический институт мотоциклов и малолитражных двигателей внутреннего сгорания г. Серпухов, 1974 год
С утра, если есть время и нет гостей, я стараюсь выложить на сайт новую статью из найденных в интернете. И сегодня, случайно, заметил, что на сайте mopedmuseum.ru уже ровно 700 статей! Вот так, потихоньку, растёт база доступной информации по советским мопедам. И, как я всегда говорю гостям - реальный музей, это только дополнение к виртуальной энциклопедии, которая гораздо важнее для людей. Хотя, конечно, реальный музей даёт гораздо больше эмоциональной отдачи... Итак, 701-я статья:
«Верховина-4»
«Верховина-4» — мопед тяжелого типа, предназначенный для повседневных поездок, прогулок и длительных путешествий. Машина легко управляема, долговечна, экономична и проста в обслуживании. У нее сварная трубчатая рама открытого типа, несколько измененная по сравнению с мопедом «Верховина-3». Передняя вилка мопеда телескопическая, задняя подвеска с пружинными амортизаторами, тормоза колодочные.
У «Верховины-4» удлиненное удобное седло, под которым установлен дополнительный инструментальный ящик. Руль стал более высоким, что значительно улучшает посадку водителя. Изменены втулки колес и цепная передача.
Электрооборудование мопеда — шестивольтовое.
В отличие от мопеда «Верховина-3» на новой машине установлен одноцилиндровый карбюраторный двигатель «Ш-57» с воздушным охлаждением, бумажным фильтрующим элементом и новым глушителем. Двигатель имеет двухступенчатую коробку передач. Сцепление — многодисковое, в масляной ванне. Мощность двигателя «Ш-57» — 2,2 л. с. Рабочий объем цилиндра — 49,8 см3.
Максимальная скорость мопеда — 50 км/час; расход топлива на 100 км пути — не более 2,2 л; емкость топливного бака — 5 л; максимальная нагрузка — 100 кг, нагрузка на багажник — не более 15 кг.
Габариты: 1770х720х1000 мм; база — 1120 мм; дорожный просвет — 100 мм. Вес — 52 кг.
«Подзорная труба» — короткометражный художественный телевизионный фильм режиссёра Марка Генина, снятый на киностудии Ленфильм в 1973 году по мотивам «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского.
...Родители Дениса Кораблёва, уставшие от его бесконечных шалостей, идут на смелый педагогический эксперимент. Они убедили сына, что в их распоряжении есть некий прибор, позволяющий постоянно наблюдать за всеми поступками Дениса...
Новый режим работы музея, по запросам гостей, теперь выглядит так. Мы работаем без выходных и перерывов, но вечером закрываемся на один час раньше. Понедельник, который является выходным днём для большинства музеев, у нас теперь - рабочий день.
Добавлено спустя 1 минуту
Харитон:
А в чем ошибка?
Львовский мопед с минским мотором, а значок - Рижского мотозавода.
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Ещё одна модель времён PERESTROYKA всплыла недавно в виде рекламной черно-белой листовки. Вероятно, этот мотовелосипед является прототипом мотовелосипеда ММВЗ-1.101 «Кроха». Судя по цене на листовке, мопед был сделан в Минске в начале-середине 1994 года. Будем искать информацию дальше.