Последние комментарии
Madest 25 июля 2014 в 09:55
дежа вю 2
Володька 24 июля 2014 в 20:29
дежа вю 2
Володька 24 июля 2014 в 20:28
дежа вю 2

Пятискоростной дырчик

12 сентября 2009 -

 Дырчик - это простейший мопед без коробки передач и кик-стартера и имеющий двигатель марки Д-4..5..8 и т.д. Идея создания подобного монстра возникла у меня еще когда я учился в школе. У соседа с 4-го этажа был дырчик "Рига" какого-то древнего выпуска с квадратными крыльями.И он иногда давал мне прокатиться пару кругов по гаражам. Техника эта была дубоватая,но бегала быстро и так как я весил всего ничего, скорость набирала шустро и ощущение того как дырчик "уходит" из под тебя вливало в кровь по меньшей мере ведро адреналина.Казалось круче дырчика аппарата нет!Но вот как-то мне в руки попал журнал "Моделист-Конструктор" в котором была статья о том как сделать дырчик с камерными широкими колесами от детского велосипеда и подрессоренной передней вилкой.Я сразу понял,что ездить на таком аппарате будет гораздо приятнее чем на заводском(широкие надувные колеса создадут необходимую амортизацию,которой не хватает заводскому дырчику).Но отсутствие материальной базы,в виде мотора,сильно подрывало саму идею прямо на корню.Наконец в 9-м классе мой одноклассник Серега Банько решил очистить свой двор от всякого хлама и подарил мне три(!!!) разукомплектованных двигателя марки Д.Провозившись с ними зиму в гараже,я собрал один вроде рабочий двигатель.Если дальнейшие муки творчества кого-нибудь заинтересуют,то в отдельной статье я их опишу.Полуфабрикатом инженерной мысли явился дырчик с кик-стартером, нейтральной передачей, пяти ступенчатой коробкой передач и подрессоренной задней маятниковой и передней перьевой вилками.Для нашей крымской местности и паршивых дорог он оказался как нельзя кстати.На первой передаче я выезжаю практически на любой подъем,а на пятой по ровной местности он бежит где-то километров 50-55 в час.

     В данной конструкции были использованы:

  • колеса от мопеда "Карпаты";
  • рама от велосипеда "Орленок" укороченная и переделанная;
  • передняя вилка от "Карпат" не переделанная;
  • задняя маятникова вилка от "Карпат" переделанная;
  • бензобак от "Риги" 2-х скоростной;
  • сиденье от "Верховины";
  • руль от "Минска" старенького 3-х скоростного;
  • двигатель Д-5;
  • магнето от тракторного пускача;
  • блок звездочек с трещеткой от спортивного велосипеда;
  • натяжитель-переключатель цепи от спортивного велосипеда;
  • трос дополнительной подачи топлива от грузового мотороллера "Муравей";
  • передние амортизаторы от грузового мотороллера "Муравей";
  • задняя звездочка от велосипеда на 24 зуба;
  • стальные шарики для подшипников диаметром 3 и 5 мм;
  • шатун от велосипеда с осью для педали;
  • трещетка от детского велосипеда;
  • рычаг ручного тормоза от велосипеда в сборе
  • Кроме всего этого пришлось заказывать токарю кучу всякой мелочевки необходимой для осуществления этой безумной идеи.И конечно пришлось использовать электросварку.

Приношу свои извинения за ужасные рисунки! Ну не художник я,не художник! 
На рисунке расположенном ниже изображена кинематическая схема передачи от двигателя к заднему колесу.Колесо не показано. 




Сборочный чертеж узла передачи вращения от двигателя к заднему колесу. Вся система расположена на оси качания задней вилки,за счет чего достигается постоянное натяжение цепи при любом перемещении вилки. 


 

1 - гайка М10,2-упорная втулка,3-корпус подшипника(приварен к вилке),4-201й подшипник,5-шайба,6-крепление задней вилки(25-й уголок),7-упорный подшипник( самодельный,шарики диаметром 5 мм),8-втулка распорная, 9-шестерня кикстартера(цилиндрическая от ручной дрели),10-трещетка от детского велосипеда,11-втулка(приварить к трещетке),12-задняя звездочка от велосипеда(24 зуба),13-крепление для звездочки и трещетки + упорный подшипник(шарики диаметром 5 мм),14-направляющие для соединительной муфты( приварить к 13 и 17),15-соединительная муфта(нейтралка),16-диск для перемещения муфты,17-труба разрезана на две части,между ними шарики д.3 мм,18-звездочка (10 зубьев,самодельная из рессоры),19-корпус правого подшипника(приварен к вилке),20-болт фиксатора муфты 15(внутри полый, вставлены шарик и пружина,в муфте нарезана резьба). Центральная ось,которую я забыл пронумеровать,имеет кучу канавок на своей поверхности,в них перед сборкой помещается солидол для смазки. В дальнейшем планируется перейти от скольжения на оси к качению,возможно прийдется отказаться от соединительной муфты 15.У кого есть идеи по этому поводу оставляйте сообщения

Рекомендации по изготовлению

Несколько рекомендаций по изготовлению.

Вся эта конструкция изготавливалась в расчете на максимальное облегчение дырчика. Т.к он не сильно мощный,приходится экономить на всем.Хотя в конце концов вес получился несколько больше чем мне хотелось. 
Рама
Раму я укоротил на сколько это было возможно.Сначала отрезал верхнюю горизонтальную перекладину,потом отрезал каретку.Взял старый картер и к нему прикрепил с помощью штатного крепежа получившиеся две трубы.Потом подгонял их длину под нужный мне размер.Тут я правда немного увлекся и так уменьшил раму,что отрегулировать зажигание непосредственно на дырчике не получается.Рама мешает установить часовой индикатор.После подгонки всех трех труб,я их насколько смог сварил между собой электросваркой (металл у рамы тонкий и тут нужна газовая(ацитиленовая)сварка).Потом пошел к сварщикам и они мне ее сварили уже как надо.В местах стыков наложил с двух сторон косынки из 3-мм стали.Вместо каретки приварил кусок трубы,для упора под ноги.К подножке приварил крепление для задней вилки из 25-го уголка.Для передней вилки ничего переделывать не пришлось,по диаметру она нормально подошла под родное велосипедное крепление.Но т.к. ось у нее длинее ,то снизу пришлось подложить кусок трубы подходящего диаметра. Крепление сиденья оставалось родное,пока оно у меня не отломилось и я не грохнулся.Пришлось пока временно прикрутить проволокой.
Задняя вилка.
Заднюю вилку пришлось немного переделать,обрезал уши для крепежа к раме и на вилку снизу приварил новые изготовленные из 25-го уголка.Крепление для аммортизаторов тоже отрезал и сместил вперед,тут я правда тоже немного переборщил,аммортизация получилась такой мягкой,что пришлось ставить передние аммортизаторы от грузового мотороллера.Вид,конечно,получился крутой,но конструкция утяжелилась.В дальнейшем планирую сдвинуть крепеж немного назад или попытаюсь сделать моно-аммортизатор.Была еще такая мыслишка сделать и переднюю вилку маятниковой и с моно-аммортизатором, но все это пока только в планах.Возле отверстия для задней оси(справа) приварил пластину с отверстием для крепления натяжителя цепи от спортивного велика.
Трансмиссия.
Изготовление и сборка этого узла заняло больше всего времени и умственных напрягов.Ось выточена на токарном станке и одновременно является осью задней вилки.Цепь с моторной звездочки передает вращение на звездочку с 24-мя зубами.Эта звездочка приварена через втулку к трубке которая вращается на центральной оси.Через соединительную муфту вращение передается на вторую половину трубки к которой приварена звездочка с 10-ю зубами с которой цепь уже идет на блок звездочек на заднем колесе.Передаточное отношение было расчитано таким образом,что на первой передаче оно было ниже чем у дырчика с родной звездочкой,а на 5-й выше.Проблема этой трансмиссии в том,что трубка вращается непосредственно на оси и от этого сильно трется об нее и сильно вибрирует.Соответственно большие потери на трение,шум, вибрация,и проблемы включения-выключения нейтралки.Самодельные упорные подшипники имеют тенденцию перекашиваться т.к. они насыпные.Подобрать заводские у меня небыло возможности,т.к. в нашем захолустье и путнего "железячного" базара нет.В дальнейшем планируется перейти на игольчатые подшипники между осью и трубкой,отказаться от нейтралки,использовать вместо самодельных упорных подшипников заводские.Опыт эксплуатации данной трансмиссии показал,что шарики 3-мм часто выпадают из канавки между двух половинок трубки и вся эта конструкция начинает люфтить со всеми вытекающими последствиями(перекашиваются уп.подш.).Идея получилась неплохая,только конструкция немного сыроватая,требует доводки.
Кикстартер.
Для кикстартера я использовал две одинаковые цилиндрические шестерни от ручной двухскоростной дрели и трещетку от детского велосипеда.Трещетку пришлось разобрать,внутреннюю пластину отпустить(каленая!) и расточить до диаметра посадки на шейку шестерни.После посадки просверлил отверстие на границе соприкосновения шейки шестерни и трещетки и вставил цилиндрическую шпонку,дополнительно соединил шестерню и трещетку заклепками через штатные сверления в трещетке.Педаль кикстартера сделал из велосипедного шатуна и оси педали.Ось кикстартера посажена на два подшипника 203 и 201.Крепить корпуса подшипников надо сразу как можно лучьше,т.к. при запуске двигателя они испытывают большую изгибающую нагрузку и у меня в начале их просто выворачивало,хотя я и приваривал их к подножке и раме.Необходимо ставить распорки.
Заднее колесо и блок звездочек.
Крепление для б.звездочек я сделал из круглого листа толщиной 4-мм расточив под посадку на колесо(справа на колесе есть такая ступенька над подшипником,на него и садится диск,некоторые выступы пришлось сточить), крепится к колесу болтами в родных местах.К диску приварена втулка с резьбой на которую накручивается трещетка блока звездочек.Блок звездочек у меня имеет следующее количество зубьев 14,16,18,20,22. Блок звездочек нужно использовать только с трещеткой иначе будет ломаться натяжитель(опыт имеется!)!!! 
Вот вроде и все приколы данной конструкции.

Матераал взят с www.eto-vi-mogete.narod.ru

Похожие статьи:

ВайрасыДоработка сцепления

Общие статьиБензины, которые мы знаем

Общие статьиПервым делом...

ВайрасыДоработка мопедных тормозов (вариант 1)

Общие статьиДоработка тормозов

Рейтинг: +13 Голосов: 13 20434 просмотра
Комментарии (2)
driver # 20 сентября 2012 в 19:09
Автор этого агрегата недавно заселился тут. Ник его - Machovik.
китик # 8 октября 2012 в 19:38
Там ещё у него был кик стартер на дэшку !