[РЕШЕНО] Зажигание для V-50 с АУОЗ

Идеи, проекты, решения.
Alllexius
Медаль
Агрыз
318 дней назад
Доброго времени суток всем заинтересованным и не только.
Данная тема будет посвящена разработке и внедрению формирователя угла опережения зажигания (ФУОЗ)
для двигателя V-50 и ему подобных оснащённых генератором такого типа
""

на котором момент искрообразования задаётся индуктивным датчиком.
Итак, момент №1 - угол искрообразования фиксирован - задан формой датчика, и вне зависимости от оборотов остаётся неизменным (это не очень хорошо).
Момент №2 - при прохождении искры и открытом тиристоре в БКС высоковольтная обмотка генератора
перегружается (пусть кратковременно, но всё же).
Долгие эксперменты и поиск информаци навели на следующие мысли :
1. форма датчика должна быть такой, чтобы магнитопрвод замыкал 1/2 длины магнита
- это основное условие формирования УОЗ с ростом оборотов.
2. ВВ обмотку или "зарядную" в момент открывания тиристора необходимо отключать.
Датчик был изготовлен такой -
""

На фото метками отмечены края и середина магнита.
Катушка датчика содержит 800 виков провода диаметром 0.2мм.
Осциллограмма импульсов на датчике -
""

Один "положительный" высокий (от минимальных оборотов до 5000 об/мин. величина его составила от 2V до 35V), и два отрцательных - поменьше, но тоже "полезные" (расскажу в процессе).
"Положительный" импульс хорош тем, что позволяет менять угол возникновения искры - чем выше обороты, тем он раньше. Отрицательные (очень хорошо, что их 2) будут использоваться для коммутации ВВ обмотки.
Итак схема (если где-то есть недочёты - прошу предлагать возможные решения).
""

Разбор работы:
1. Формирователь длительности искры собран на транзисторах VT1 и VT2. Представляет собой одновибратор.
Длительность выходного импульса зависит от номиналов С3 и R5, при указанных на схеме составляет 1.5 mS.
Запуск поисходит от "положительного" импульса с датчика. Этот же импульс сбрасывает триггер DD1.1 в
нулевое состояние на прямом выходе.
2. Импульс зарядки накопительного конденсатора С7 формируется за счёт 2х "отрицательных" полуволн.
Через транзисторы VT3 и VT4 поступает на счётный вход триггера DD1.1 который закольцован и сброшен
"положительным" импульсом. На его выходе имеем один широкий импульс, открывающий VT5 и VT6.
3. Выпрямленное пульсирующее напряжение через диодный мост VD9-VD12, VT6 и разделительный диод VD7
заряжает С7. VD8 служит для возврата части энергии самоиндукции КЗ в С7.
Вкратце вроде так. Если в чём-то есть неточности - поправьте.
Есть сомнения на счет правильности схемы ключа на VT5 и VT6.
Редактировалось: 2 раза (Последний: 4 июня 2013 в 23:19, Alllexius: причина не указана)
Дэшник
Медаль
Нижний Новгород
78 дней назад
На авиамодельных моторах (бензиновых) в последнее время стал встречаться девайс со сменным углом опережения.
А именно: встроенный тахометр считывает количество оборотов мотора , снимая показания с ВВ провода , и в зависимости от оборотов немного сдвигает датчик установленный на панцире (картере) под действием серво-привода, штучка пока показала себя как самоделка , да и у нас не слышал что бы такие были .

есть ещё одна штука , но более старая - это механический регулятор УОЗ , сделан скорей всего по принципу регулятора Уатта
""
Редактировалось: 1 раз (Последний: 4 июня 2013 в 17:20, Honor: причина не указана)
Моя техника: СМБ-3, СМБ-3-01.
Alllexius
Медаль
Агрыз
318 дней назад
Видел эти "штуки" . Механика сразу не устраивает. А вот про сервопривод можно подумать - сама идея интерсна. При реализации можно применить шаговый двигатель (для коррекции поворота платформы). И сделать обратную связь до границы детонации, т.е. получим регулятор еще и адаптированный к переменной нагрузке на мотор.
Prof61
Рязань
1284 дня назад
Alllexius, Аббревиатуру не грех бы поменять. Здесь в ходу АУОЗ. Автоматический то бишь. Фэ же отнюдь не формирователь, а ФИКСИРОВАННЫЙ. Не вводите в заблуждение ближних своих...
http://professor61.narod2.ru/
http://professor61.boltun.su/
Alllexius
Медаль
Агрыз
318 дней назад
Исправил smile
Squish
Медаль
Рига
1512 дней назад
Посмотрел. Непонравился выходной импульс. На 15мс многовато и очень слабый. И ненадо тогда ключ на зарядку накопительной ёмкости.
Форирователь выходного импульса отличный в схеме. Бурана
""
Редактировалось: 1 раз (Последний: 4 июня 2013 в 22:55, Squish: причина не указана)
Alllexius
Медаль
Агрыз
318 дней назад
Ошибся по длительности отпирающего импульса получается 1.5mS.
По схеме "Бурана" там аналог динистора выполненный на транзисторах с питанием от зарядной обмотки.
Мной были опробованы подобные схемы, но изменения угла при повышении оборотов не получилось.
Редактировалось: 2 раза (Последний: 4 июня 2013 в 23:30, Alllexius: причина не указана)
Prof61
Рязань
1284 дня назад
Alllexius, погугли ЗАН. Здесь тоже есть. И схему Омича тож посмотри. Всё давно уже подошло к реализации, мне кажется ты опоздал.
http://professor61.narod2.ru/
http://professor61.boltun.su/
Alllexius
Медаль
Агрыз
318 дней назад
Нашел такую информацию
http://smirnov.ucoz.com/publ/dvigateli_vnutrennego_sgoranija/ehlektronnoe_zazhiganie/moj_opyt_optimizacii_zazhiganija_po_dlitelnosti_i_ehnergii_iskrovogo_razrjada/4-1-0-11
Будем думать дальше.
Prof61
Рязань
1284 дня назад
Если ЗАН не гуглится, то расшифрую. Зажигание Автомат Новикова.
http://professor61.narod2.ru/
http://professor61.boltun.su/
Дэшник
Медаль
Нижний Новгород
78 дней назад
Prof61, реализация была на дэшках , на Вайрасах максимум что звучало - это оптика ..... да и то ещё на покойном дырчике !

Alllexius, я думаю CDI зажигания вполне хватит для вайраса , и цель преодолеится твоя и будет тебе счастье

ИМХО данная схема на мотах ходит уже много много лет ...
Моя техника: СМБ-3, СМБ-3-01.
omich
Медаль Грамота
Железнодорожный (Московск.)
2 дня назад
Prof61:
Alllexius, погугли ЗАН. Здесь тоже есть. И схему Омича тож посмотри. Всё давно уже подошло к реализации, мне кажется ты опоздал.
Усе, можно смело повторять. Работает отлично и без каких-либо намеков на сбои. Чуть позже дооформлю выложу все исходники.
Alllexius
Медаль
Агрыз
318 дней назад
Ваша схема успешно работает на Д-шках. На V немного по-другому.
Поэтому были проведены опыты с различной формой датчика.
Найден оптимальный вариант
""

Работает с обычным БКС (вариант для "ленивых"), но можно и переделать схему для более качественной искры.
""

Это схематичный рисунок профиля датчика.
Плоская часть обеспечивает начальный угол - получился 0 от ВМТ, далее с ростом оборотов уходит в раннее и держится на 33-35 град. до ВМТ.
Kubik
Медаль
Москва
815 дней назад
Извиняюсь если глупый вопрос, но вроде же на двух тактах зажигание с ростом оборотов сдвигают вперед, а не назад? Или к в-50 это неприменимо из-за отсутствия резонатора?
Alllexius
Медаль
Агрыз
318 дней назад
В любом моторе зажигание с ростом оборотов сдвигается в раннее, чтобы горючая смесь успела воспламениться и сделать полезную работу после прохождения поршнем ВМТ, а максимум давления газа пришелся при прохождении КВ на 60 градусов после ВМТ.
Kubik
Медаль
Москва
815 дней назад
Alllexius:
В любом моторе зажигание с ростом оборотов сдвигается в раннее

Alllexius:
В любом моторе зажигание с ростом оборотов сдвигается в раннее

Вы ошибаетесь, вот примеры кривых опережения для блоков CDI двухтактных моторов. В самом начале действительно везде есть сдвиг в раннее, чтобы увеличить момент, но на рабочих оборотах везде сдвиг в позднее. Вероятно, это делается для того, чтобы по мере увеличения оборотов увеличивать и скорость прохождения выхлопных газов по выпускной системе.
""

""
Jluc
Симферополь
1626 дней назад
Alllexius, т.е. если при штатном коммутаторе придать датчику такую форму, то угол зажигания будет изменяться с увеличением оборотов?
Kubik
Медаль
Москва
815 дней назад
Да, забыл сказать, сама идея датчика такой формы очень понравилась. По сути выходит что можно формой датчика задать кривую (как опережения, так и задержки). Как раз есть лишний датчик, надо будет поэкспериментировать.
Alllexius
Медаль
Агрыз
318 дней назад
Jluc:

Alllexius, т.е. если при штатном коммутаторе придать датчику такую форму, то угол зажигания будет изменяться с увеличением оборотов?

Да, именно так.
Kubik:

Да, забыл сказать, сама идея датчика такой формы очень понравилась. По сути выходит что можно формой датчика задать кривую (как опережения, так и задержки). Как раз есть лишний датчик, надо будет поэкспериментировать.

Скажу больше в ходе опытов при определенной форме датчика получил даже нечто похожее на много-
(реально получилось 2 ) -искровой режим на оборотах до 2500 в мин.
""

По графикам скажу следующее: такого типа графики получаются при зажигании типа СХЛ и 1 катушке:
на больших (более 3-4 тыс/мин.) сердечник входит в насыщение, провоцируя уход угла в обратную сторону.
Сам наблюдал такое когда на стенде далал зажигание на Ш-51.Пришел к тому, что для предотвращения этого явления нужны 2 катушки - зарядная и датчик.
""
Редактировалось: 1 раз (Последний: 12 июня 2013 в 18:12, Alllexius: причина не указана)
Squish
Медаль
Рига
1512 дней назад
Alllexius:
на больших (более 3-4 тыс/мин.) сердечник входит в насыщение,
Насыщение, с увеличением частоты? Странно, в моём понятии наоборот должно быть.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 12 июня 2013 в 21:31, Squish: причина не указана)
Alllexius
Медаль
Агрыз
318 дней назад
Наверно от материала сердечника зависит .
В эксперименте получалось как на графиках.
omich
Медаль Грамота
Железнодорожный (Московск.)
2 дня назад
Kubik:
Вы ошибаетесь, вот примеры кривых опережения для блоков CDI двухтактных моторов. В самом начале действительно везде есть сдвиг в раннее, чтобы увеличить момент, но на рабочих оборотах везде сдвиг в позднее.
Такие графики с упозднением на высоких оборотах делаются для бензопил и тримеров, чтобы двигатель не шел вразнос. На мопедах высокие обороты ограничивать нет необходимости, поэтому график должен быть как минимум прямым.
omich
Медаль Грамота
Железнодорожный (Московск.)
2 дня назад
Alllexius:
...сердечник входит в насыщение, провоцируя уход угла в обратную сторону.
С какого перепугу сердечнику входить в насыщение? Не сердечник входит в насыщение, а возрастает индуктивное сопротивление обмотки. Это проверено на стенде с помощью приборов и экспериментами Вагнера с намоткой подковы для СЛХ секциями. Влияние индуктивности еще тоже подтверждается этой темой. Там разница в дополнительных 83 витках давала ощутимый завал на высоких оборотах.
Редактировалось: 2 раза (Последний: 13 июня 2013 в 11:25, omich: причина не указана)
Kubik
Медаль
Москва
815 дней назад
omich:
На мопедах высокие обороты ограничивать нет необходимости, поэтому график должен быть как минимум прямым.

Вы ошибаетесь, такие графики делаю как раз на затюненых скутерах и мотоциклах.
Не поленился почитать в книжке подробнее. Суть в том, что нормальный двухтактный мотор в основном обязан своей мощностью выпускной системе. Обороты оптимальной работы выпуска определяются конфигурацией и длиной резонатора: при определенных оборотах момент возвращения волны газов из резонатора к цилиндру совпадает с концом фазы впуска. Скорость движения газов зависит от их температуры, которая тем выше, чем позже момент зажигания.
Таким образом, предположим что зажигание без АУОЗ настроено на 2 мм до ВМТ, и установленный резонатор работает в диапазоне 4000-6000 оборотов. Сдвигом момента зажигания в позднее после 6000 оборотов можно достичь более высокой температуры и скорости выхлопных газов, тем самым уменьшив время их прохождения по выпуску и обратно, тем самым сдвинув диапазон работы выпуска в сторону более высоких оборотов. Т.е. по мере роста оборотов сдвигаем и рабочий диапазон выпуска.
Извиняюсь если оффтопик :)
omich
Медаль Грамота
Железнодорожный (Московск.)
2 дня назад
Kubik, тут да, утверждать не буду, звучит вроде убедительно. Nyemi, довольно давно занимающийся зажиганиями, показал кривую с объяснением(см. внизу этого поста). Он строит зажигания для бензопил, тримеров и двигателей моделей самолетов и еще для многих 2Т и 4Т. У нас все-равно нет таких приборов/стендов, чтобы измерить и проверить это на практике, так что приходится проверять чисто практически или искать, что кто-то уже тоже такие исследования проводил. Я опирался на его исследования и отдаю ему должное.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 13 июня 2013 в 20:38, omich: причина не указана)
Alllexius
Медаль
Агрыз
318 дней назад
Всем спасибо за сотрудничество.
Тему можно удалять.
|
Перейти на форум:
Новое на форуме
Мотвэ отвечает в теме «Вопросы к Дедам» сегодня в 10:03
Мотвэ отвечает в теме «проводка альфы» сегодня в 10:01
Stunt отвечает в теме «Зид Пилот 2Т» сегодня в 10:00
Дед отвечает в теме «Мокик Simson» сегодня в 09:03
Дед отвечает в теме «Плавают обороты,не держит хх» сегодня в 08:47
Дед отвечает в теме «Околорелигиозный флуд» сегодня в 08:43
Nikanor отвечает в теме «Мопед глохнет после зимы» сегодня в 02:54
SuperAlex отвечает в теме « Покупаем китайца» вчера в 22:48
Vento отвечает в теме «Не правильно показывает передачи на мопеде» вчера в 21:32
Latgalec отвечает в теме «Рига-22 дядюшки Орика.» вчера в 20:00
Лют отвечает в теме «Вопросы к коллегам» вчера в 19:55
Лёха отвечает в теме «Радиотехника» вчера в 14:56
Дед отвечает в теме «Интересные объявления о продаже мототехники с других сайтов» 27 марта 2024
Дед отвечает в теме «мапед верховин Qazaqstan» 27 марта 2024
Дед отвечает в теме «Резонатор» 27 марта 2024
Лют отвечает в теме « Ведущая звёздочка мопеда Альфа» 26 марта 2024
Мослитр отвечает в теме «Компьютеры и программы.» 26 марта 2024
МихалСаныч отвечает в теме «МОТОкультиватор "Крот"» 25 марта 2024
Proxor32 отвечает в теме «[РЕШЕНО] Мопед сбрасывает обороты» 24 марта 2024
Дед отвечает в теме «Задний маятник Верховина 3,4,5» 24 марта 2024