Последние комментарии
Marhmelo 22 ноября 2023 в 17:50
У меня бомбит
Пётр 29 июля 2023 в 12:58
Вот как то так
Vladimir 28 марта 2023 в 18:22
Работы над мотором

Сделано в Гатчине (статья о шлемах)

7 марта 2012 - TATARIN

 Правила дорожного движения катего­ричны, и это их требование однознач­но: каждый водитель мотоцикла и его пассажир во время движения должен быть в застегнутом мотошлеме. Обеспе­чить формальное выполнение этого тре­бования несложно: шлемы продаются буквально в каждом магазине, торгующем спортивными товарами.

Еще лет десять назад нас, пожалуй, устроила бы такая ситуация. Пошел, подобрал по размеру, купил — и все дела. Сейчас мы хотим знать, какой шлем лучше; хочется подобрать его в тон мотоцикла или одежды. Кто-то желает иметь шлем подешевле, а кому-то денег не жаль, лишь бы выглядел «фирмен­но». Словом — требования растут.

А учитывают ли их те, кто делает шлемы?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы попросили Министерство судостроитель­ной промышленности предоставить ре­дакции для испытаний несколько образ­цов шлемов и познакомить нас с документацией, регламентирующей их производство и испытания. Сразу пояс­ним: Минсудпром поставляет торговле около половины всех шлемов и, таким образом, является крупнейшим их изго­товителем. Вероятно, это связано с наличием больших фондов на пластмассу и другие нужные материалы.

Просьба была удовлетворена. Гатчин­ский завод «Буревестник» передал нам четыре модели шлемов: «Спорт», «Спорт- Ми, «Салют-1» и «Салют-2», а также необходимую документацию. Об этих шлемах мы и поведем разговор. Но, прежде чем его начать, считаем нужным хоть вкратце рассказать о том, как делается шлем и как он испытывается.

Шлем совсем не простая конструкция. Она состоит из жесткого колпака, амор­тизирующего устройства, облегающей прокладки и удерживающей системы.

Колпак — главная видовая и силовая деталь, определяющая общую форму шлема и обеспечивающая необходимую жесткость. Его отливают из полиэтилена низкого давления — материала, имеюще­го стабильные прочностные свойства в широком диапазоне температур — от + 50° С до —25° С. Красители добавляют прямо в материал, поэтому отлитый колпак уже не нуждается в окраске.

Внутреннее амортизирующее устройст­во, вкладыш, формуется из пенопо- листирола, который сочетает важные качества: он очень легок, хорошо амор­тизирует и гасит кинетическую энергию удара.

Облегающая прокладка придает шлему хороший вид и обеспечивает необхо­димую гигиеничность (пенополистирол не постираешь, — значит, его надо закрывать от пыли каким-то другим, более удобным покровным материа­лом).

И наконец, удерживающая система —

это ремни и застежка. Казалось бы, тут уж совсем все просто. Однако ремни должны быть достаточно проч* ными, а замок не имеет права рассте­гиваться сам собой.

В зависимости от типа шлем может быть дополнительно оснащен съемным козырьком (его имеют все четыре модели), защитным прозрачным экраном из листового поликарбоната, не да­ющего осколков при разрушении (шлемы «Спорт» и «Салют-2»). Модели «Спорт» и «Спорт-М» снабжены, кроме того, так называемой надбородной дугой, что делает шлем закрытым. Мотоциклисты называют такие шлемы «интегралами».

Все шлемы должны отвечать требова­ниям, изложенным в довольно строгом документе, который называется так: «Шлемы для мотоциклистов. Технические условия. ГОСТ 26584—85». Он введен со 2 июля 1986 года и будет дейст­вовать до .1 июля 1991 года. В соот­ветствии со стандартом шлемы делятся на два основных типа: открытые, обес­печивающие собственно защиту головы («Салют»), и закрытые, тип II, предохра­няющие и нижнюю часть лица (модели «Спорт»),


Прежде всего мы все единодушно отметили, что гатчинские шлемы моно­тонны. К тому же, в отличие от им­портных, они вовсе лишены фирменных наклеек (это снижает их товарный вид в глазах юных покупателей) и свето- возвращающих элементов (это уже серь­езнее, поскольку ослабляется их инфор­мативность). Можно, конечно, отметить, что таких элементов нет и у рижского шлема, и у «Салво» (Эстония). Но это слабое утешение.

Замковое устройство, в общем, рабо­тает нормально. Хотя, на наш взгляд, металлический фиксатор был бы лучше. Не говоря уж о том, что для человека в крагах самая удобная система, ви­димо, того типа, что применена в ав­томобильных ремнях безопасности: нажал на кнопку — и ремень свободен.

Через два месяца эксплуатации в одном из шлемов («Салют-2») сломался пласт­массовый держатель очков. Поскольку он одновременно фиксировал и амортизирующую прокладку, то она стала ерзать внутри колпака. Фактически шлем стал непригоден.

Кнопочное крепление козырьков и экра­нов следует признать наиболее целесооб­разным. Оно вполне устраивает мото­циклистов. В том случае, когда кнопки исправны. Поскольку же качество кно­пок нестабильно, на практике хороший замысел оборачивается неприятностями. При слабых кнопках козырьки отстегива­ются; так мы на ходу потеряли один из них. При слишком тугих экран не удается зафиксировать на шлеме — не хватает усилия одной руки. Это не такой уж пустяк, как может показаться на первый взгляд. Если стоишь на перекрест­ке, экран необходимо приподнять, чтобы он не запотел; в начале движения его следует опустить и зафиксировать. Таких операций при езде по городу нужно за день проделать десятки, сотни. Очевидно, и механизм, обеспечивающий запирание и отпирание экрана, должен быть легким и безотказным. Словом, тут есть над чем подумать.

Особо следует остановиться на закры­тых шлемах. Основа их — тот же стандартный колпак, к которому на заклепках присоединена надбородная ду­га. Широкая в своей средней части, дуга сильно скошена вниз. И это влечет за собой два неприятных последствия. Во-первых, даже люди с маленьким

4. Не от «хорошей жизни» мотоцикли­сты берутся за изго­товление самодель­ных шлемов, наклеи­вают на них яркую пленку «Оракал», вы­полняют нехитрые надписи. В принципе это повышает инфор­мативность водителя и двухколесной ма­шины на дороге. Это­го как раз не хва­тает промышленным образцам шлемов.

подбородком жалуются на то, что он упирается в дугу, а это неудобно. Во-вторых, средняя часть дуги, опу­щенная вниз, становится еще одной точкой опоры шлема. В результате нижний срез приобрел такую сложную кривизну, что даже на ровном столе шлем стоит покачиваясь; на сиденье же мотоцикла он вообще не стоит. Между тем у большей части зарубеж­ных закрытых шлемов нижняя образую­щая лежит в одной плоскости, такой шлем очень устойчив. А это важно: ведь мотоциклист чаще всего кладет шлем и краги на сиденье, потом доста­ет ключ, выполняет все операции, обес­печивающие пуск двигателя, пускает его — и лишь после этого надевает шлем и краги.

К сожалению, мы не смогли пока продуть шлемы в трубе и определить, как располагаются зоны разрежения. Су­бъективная же оценка такова: открытые шлемы сильно «шумят»; в закрытых же при некоторых положениях создается такое разрежение, что не удается вдох­нуть воздух иначе, как повернув голову в сторону. Как мы выяснили, в ГОСТе нет требований по аэродинамике, и потому, видимо, никто такой проверкой не занимался.


Конечно, четыре шлема — это очень мало. . Тут возможен любой элемент случайности. И потому наши оценки могут показаться (а то и оказаться) весьма субъективными. Пытаясь избежать этого, мы обратились еще к нескольким мото­циклистам прямо на улице. Вот их мнение.

А. Сотников, инженер-механик, 27 лет, Москва.

Водительский стаж — 11 лет. Ездил в рижском шлеме. Он плотно сидел на голове и имел небольшой козырек, ездить в нем было удобно. Но мне хотелось иметь закрытый вариант. Ку­пил «Спорт». Вскоре внутренние элемен­ты отслоились от колпака, пришлось закреплять их самостоятельно. Все время ощущается сильный шум. Научился делать шлемы сам. По прочности они не уступают заводским; замковое устройство по типу ремней безопасности. Внешний вид меня устраивает, другие показатели тоже.

М. Соколов, водитель «Скорой по­мощи», 22 года, Москва.

За рулем мотоцикла шесть лет, в год наезжаю 20—22 тысячи километров. Ми­нувший сезон отъездил в заграничном шлеме «Nava», до того пользовался гатчинским «Спортом». Могу сказать оп­ределенно: отечественный шлем уступает зарубежному по всем статьям.

Сегодня гатчинский завод «Буревест­ник» является головной организацией по производству шлемов для мотоцикли­стов. На наш взгляд, это предприятие находится на правильном пути: здесь намечен конкретный план по улучше­нию конструкции шлемов и их качества, расширению ассортимента. В этот план входят разработка дизайн-программы с учетом запросов покупателей; анализ технического уровня и качества исполь­зуемых материалов, методов и средств испытаний; закупка пресс-формы для изготовления колпака современной моде­ли; декорирование шлемов липкими аппликациями и полиэфирными плен­ками. Внедрение этих мероприятий на­чнется уже с нынешнего года. И наде­емся, это поможет сделать гатчинские шлемы желанными для наших мотоцик­листов.   В. СУББОТИН 


Похожие статьи:

СтатьиКакая жизнь без "автомата" или третье пришествие "Дэшки"

СтатьиВыбор мотошлёма

Рейтинг: +5 Голосов: 5 7796 просмотров
Комментарии (3)
Витек # 18 марта 2012 в 19:50
Давольно таки инетерсная статья Спасибо !!!
TATARIN # 9 апреля 2012 в 23:02
Пожалуйста!
верховина # 8 июля 2013 в 19:09
продам шлемы старше 25 лет
есть гнилые и отреставрированные!
можно поискать пробитые или просто балванки