Меню
Записи в блогах
Последние комментарии
|
Двухступенчатый автомат двигателей серии FMB
Хотелось бы по подробнее рассказать о необычной модификации двигателя 139FMB, с двухступенчатой коробкой передач. Данные двигатели использовались на мопедах фирмы Sachs и Iron Eagle.
В задачи конструкции входит автоматизирование системы управления мопедом (упрощение), при этом не растеряв КПД, как это обстоит с вариатором. Суть конструкции такова – поочерёдное срабатывание центробежных сцеплений с разным передаточным соотношением, пригодным для бодрого старта и последующей передачей, пригодной для комфортной езды. Скорей всего в голову приходит мысль о каком-то навороченном механизме, подобному коробке на Babetta 225 (кстати, ведь именно чехам принадлежит патент на изобретение автоматической двухступенчатой коробки передач, как, впрочем, и самого центробежного сцепления). Но, при вскрытии двигателя всё оказывается намного проще. Ну например, мы видим всего 2 корзинки сцепления (что, впрочем, логично). Одна из которых насажана на коленвал, вторая является промежуточным звеном между ведомым валом и ведущим. Механизм первой корзинки прост – обычное кулачковое сцепление на пружинках, исключение лишь в том, что оно не сухое, а рассчитано для работы в масляной ванне. Вторая корзинка имеет более сложный механизм, аналогичный полуавтоматическому сцеплению Honda Cub. В корзинке плотно сложены диски сцепления между двух колоколов, два колокола имеют шестерни, одна из которых имеет обгонную муфту (механизм свободного вращения в одну сторону, и срабатывания сцепления в другую). Между дисками находятся распорные пружины, которые сжимаются под действием грузиков находящегося на дне одного из колоколов, в виду чего происходит сцепление. Сама корзинка соединена с коленвалом через шестерню, с пониженным передаточным соотношением, в виду чего, её активизация происходит с запозданием, после срабатывания первого сцепления. После срабатывания второго сцепления общее передаточное число понижается, начинает работать обгонная муфта, действие первого сцепления прекращается, вся нагрузка ложится на вторую корзинку. Интересным нюансом явился факт регулировки разницы срабатывания сцеплений по оборотам. И если для первого требуется подборка пружин, то для второго лишь требуется уменьшить или увеличить количество шариков (грузиков) в корзинке, или изменить их вес, в виду чего время срабатывания второго сцепления изменится, а первое, соответственно, можно настроить подборкой звёзд. Кстати, некой особенностью данного двигателя, в отличии от других модификаций с полуавтоматическим и механическим сцеплениями, является возможность запуска с кик-стартёра при разомкнутом сцеплении ведомого вала и ведущего, т. к. как кик-стартёр соединён через отдельную шестерню с коленвалом.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым! |