Правила дорожного движения категоричны, и это их требование однозначно: каждый водитель мотоцикла и его пассажир во время движения должен быть в застегнутом мотошлеме. Обеспечить формальное выполнение этого требования несложно: шлемы продаются буквально в каждом магазине, торгующем спортивными товарами.
Еще лет десять назад нас, пожалуй, устроила бы такая ситуация. Пошел, подобрал по размеру, купил — и все дела. Сейчас мы хотим знать, какой шлем лучше; хочется подобрать его в тон мотоцикла или одежды. Кто-то желает иметь шлем подешевле, а кому-то денег не жаль, лишь бы выглядел «фирменно». Словом — требования растут.
А учитывают ли их те, кто делает шлемы?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы попросили Министерство судостроительной промышленности предоставить редакции для испытаний несколько образцов шлемов и познакомить нас с документацией, регламентирующей их производство и испытания. Сразу поясним: Минсудпром поставляет торговле около половины всех шлемов и, таким образом, является крупнейшим их изготовителем. Вероятно, это связано с наличием больших фондов на пластмассу и другие нужные материалы.
Просьба была удовлетворена. Гатчинский завод «Буревестник» передал нам четыре модели шлемов: «Спорт», «Спорт- Ми, «Салют-1» и «Салют-2», а также необходимую документацию. Об этих шлемах мы и поведем разговор. Но, прежде чем его начать, считаем нужным хоть вкратце рассказать о том, как делается шлем и как он испытывается.
Шлем совсем не простая конструкция. Она состоит из жесткого колпака, амортизирующего устройства, облегающей прокладки и удерживающей системы.
Колпак — главная видовая и силовая деталь, определяющая общую форму шлема и обеспечивающая необходимую жесткость. Его отливают из полиэтилена низкого давления — материала, имеющего стабильные прочностные свойства в широком диапазоне температур — от + 50° С до —25° С. Красители добавляют прямо в материал, поэтому отлитый колпак уже не нуждается в окраске.
Внутреннее амортизирующее устройство, вкладыш, формуется из пенопо- листирола, который сочетает важные качества: он очень легок, хорошо амортизирует и гасит кинетическую энергию удара.
Облегающая прокладка придает шлему хороший вид и обеспечивает необходимую гигиеничность (пенополистирол не постираешь, — значит, его надо закрывать от пыли каким-то другим, более удобным покровным материалом).
И наконец, удерживающая система —
это ремни и застежка. Казалось бы, тут уж совсем все просто. Однако ремни должны быть достаточно проч* ными, а замок не имеет права расстегиваться сам собой.
В зависимости от типа шлем может быть дополнительно оснащен съемным козырьком (его имеют все четыре модели), защитным прозрачным экраном из листового поликарбоната, не дающего осколков при разрушении (шлемы «Спорт» и «Салют-2»). Модели «Спорт» и «Спорт-М» снабжены, кроме того, так называемой надбородной дугой, что делает шлем закрытым. Мотоциклисты называют такие шлемы «интегралами».
Все шлемы должны отвечать требованиям, изложенным в довольно строгом документе, который называется так: «Шлемы для мотоциклистов. Технические условия. ГОСТ 26584—85». Он введен со 2 июля 1986 года и будет действовать до .1 июля 1991 года. В соответствии со стандартом шлемы делятся на два основных типа: открытые, обеспечивающие собственно защиту головы («Салют»), и закрытые, тип II, предохраняющие и нижнюю часть лица (модели «Спорт»),
Прежде всего мы все единодушно отметили, что гатчинские шлемы монотонны. К тому же, в отличие от импортных, они вовсе лишены фирменных наклеек (это снижает их товарный вид в глазах юных покупателей) и свето- возвращающих элементов (это уже серьезнее, поскольку ослабляется их информативность). Можно, конечно, отметить, что таких элементов нет и у рижского шлема, и у «Салво» (Эстония). Но это слабое утешение.
Замковое устройство, в общем, работает нормально. Хотя, на наш взгляд, металлический фиксатор был бы лучше. Не говоря уж о том, что для человека в крагах самая удобная система, видимо, того типа, что применена в автомобильных ремнях безопасности: нажал на кнопку — и ремень свободен.
Через два месяца эксплуатации в одном из шлемов («Салют-2») сломался пластмассовый держатель очков. Поскольку он одновременно фиксировал и амортизирующую прокладку, то она стала ерзать внутри колпака. Фактически шлем стал непригоден.
Кнопочное крепление козырьков и экранов следует признать наиболее целесообразным. Оно вполне устраивает мотоциклистов. В том случае, когда кнопки исправны. Поскольку же качество кнопок нестабильно, на практике хороший замысел оборачивается неприятностями. При слабых кнопках козырьки отстегиваются; так мы на ходу потеряли один из них. При слишком тугих экран не удается зафиксировать на шлеме — не хватает усилия одной руки. Это не такой уж пустяк, как может показаться на первый взгляд. Если стоишь на перекрестке, экран необходимо приподнять, чтобы он не запотел; в начале движения его следует опустить и зафиксировать. Таких операций при езде по городу нужно за день проделать десятки, сотни. Очевидно, и механизм, обеспечивающий запирание и отпирание экрана, должен быть легким и безотказным. Словом, тут есть над чем подумать.
Особо следует остановиться на закрытых шлемах. Основа их — тот же стандартный колпак, к которому на заклепках присоединена надбородная дуга. Широкая в своей средней части, дуга сильно скошена вниз. И это влечет за собой два неприятных последствия. Во-первых, даже люди с маленьким
4. Не от «хорошей жизни» мотоциклисты берутся за изготовление самодельных шлемов, наклеивают на них яркую пленку «Оракал», выполняют нехитрые надписи. В принципе это повышает информативность водителя и двухколесной машины на дороге. Этого как раз не хватает промышленным образцам шлемов.
подбородком жалуются на то, что он упирается в дугу, а это неудобно. Во-вторых, средняя часть дуги, опущенная вниз, становится еще одной точкой опоры шлема. В результате нижний срез приобрел такую сложную кривизну, что даже на ровном столе шлем стоит покачиваясь; на сиденье же мотоцикла он вообще не стоит. Между тем у большей части зарубежных закрытых шлемов нижняя образующая лежит в одной плоскости, такой шлем очень устойчив. А это важно: ведь мотоциклист чаще всего кладет шлем и краги на сиденье, потом достает ключ, выполняет все операции, обеспечивающие пуск двигателя, пускает его — и лишь после этого надевает шлем и краги.
К сожалению, мы не смогли пока продуть шлемы в трубе и определить, как располагаются зоны разрежения. Субъективная же оценка такова: открытые шлемы сильно «шумят»; в закрытых же при некоторых положениях создается такое разрежение, что не удается вдохнуть воздух иначе, как повернув голову в сторону. Как мы выяснили, в ГОСТе нет требований по аэродинамике, и потому, видимо, никто такой проверкой не занимался.
Конечно, четыре шлема — это очень мало. . Тут возможен любой элемент случайности. И потому наши оценки могут показаться (а то и оказаться) весьма субъективными. Пытаясь избежать этого, мы обратились еще к нескольким мотоциклистам прямо на улице. Вот их мнение.
А. Сотников, инженер-механик, 27 лет, Москва.
Водительский стаж — 11 лет. Ездил в рижском шлеме. Он плотно сидел на голове и имел небольшой козырек, ездить в нем было удобно. Но мне хотелось иметь закрытый вариант. Купил «Спорт». Вскоре внутренние элементы отслоились от колпака, пришлось закреплять их самостоятельно. Все время ощущается сильный шум. Научился делать шлемы сам. По прочности они не уступают заводским; замковое устройство по типу ремней безопасности. Внешний вид меня устраивает, другие показатели тоже.
М. Соколов, водитель «Скорой помощи», 22 года, Москва.
За рулем мотоцикла шесть лет, в год наезжаю 20—22 тысячи километров. Минувший сезон отъездил в заграничном шлеме «Nava», до того пользовался гатчинским «Спортом». Могу сказать определенно: отечественный шлем уступает зарубежному по всем статьям.
Сегодня гатчинский завод «Буревестник» является головной организацией по производству шлемов для мотоциклистов. На наш взгляд, это предприятие находится на правильном пути: здесь намечен конкретный план по улучшению конструкции шлемов и их качества, расширению ассортимента. В этот план входят разработка дизайн-программы с учетом запросов покупателей; анализ технического уровня и качества используемых материалов, методов и средств испытаний; закупка пресс-формы для изготовления колпака современной модели; декорирование шлемов липкими аппликациями и полиэфирными пленками. Внедрение этих мероприятий начнется уже с нынешнего года. И надеемся, это поможет сделать гатчинские шлемы желанными для наших мотоциклистов. В. СУББОТИН
Похожие статьи:
Статьи → Какая жизнь без "автомата" или третье пришествие "Дэшки"
Статьи → Выбор мотошлёма