Сделать его проще всего, взяв за основу миниатюрный замок, который выпускается для почтовых ящиков. Как видно на рисунке 1, замок зажигания состоит из двух контактов. Они замыкаются накоротко поворотом ключа в крайнее правое положение. Контакты можно подобрать готовые — от любого электромагнитного реле или сделать их самому из упругих латунных пластин Прикрепляя контактную группу к корпусу приборного блока, не забудьте, что один из контактов должен быть изолирован от него, а второй — надежно заземлен.
Вставляя в замок ключ и поворачивая его, убедитесь, что рычаг замка надежно соединяет контакты.
Как вы знаете, на руле мопеда находится кнопка, с помощью которой можно легко заглушить двигатель. Отыщите в ней контакты, которыми выключается зажигание, и параллельно им подсоедините контакты замка.
А теперь еще об одном усовершенствовании. Это самодельный указатель уровня топлива в баке мопеда. Устройство этого прибора показано на рисунке 2. Внутри штатной пробки топливного бака располагается пластмассовый двухцветный шар (одна половина выкрашена в белый, другая — в синий цвет). Шар может поворачиваться на оси, сделанной из алюминиевой вязальной спицы диаметром 3...4 мм. К рычагу, сделанному из такого же материала и прикрепленному к шару, присоединен легкий поплавок из небольшого пластмассового флакона от косметики или лекарств. Удобнее всего стыковать рычаг и с шаром, и с поплавком с помощью двух гаек и двух шайб с каждой из сторон, как это показано на рисунках. Для этого на рычаге нарезается резьба — соответственно плашкой номиналом МЗ или же М4. Не забудь, что соединение рычага и поплавка должно быть полностью герметичным, в противном случае топливо проникнет внутрь флакона, он опустится на дно бака, и прибор перестанет указывать уровень бензина. Вы, наверное, уже догадались, как работает этот прибор. Когда бак пуст, поплавок опускается на дно (положение Б), и в отверстии (оно имеет форму канистры) будет видна только белая часть шара. Когда же бак полон (положение А) — «наполненной» окажется и «канистра» на пробке — в отверстии
появится синяя половина шара. Промежуточные значения количества топлива в баке указывает граница раздела цветов. Шкалу прибора можно отградуировать и в литрах.
Пробка бака сверху закрывается прозрачным колпачком из органического стекла — его можно отштамповать из листа толщиной 2—3 мм, используя в качестве матрицы лист фанеры толщиной 6—10 мм, а в качестве пуансона любой предмет со сферической поверхностью — например, деревянный «грибок» для штопки или даже электролампу подходящего размера. Нагревать оргстекло следует осторожно — лучше над электроплитой или, в крайнем случае, над уменьшенным до предела пламенем газовой конфорки. Для того чтобы на колпачке образовался плоский фланец — это необходимо для надежной герметизации,— при штамповке следует воспользоваться еще одним листом фанеры с круглым отверстием. После обрезки колпачок закрепляется на пробке с помощью двух дюралюминиевых колец, прокладки из бензомаслостойкой резины, а также трех миллиметровых винтов с «потайной» головкой.
Если вы решили последовать моему совету и собираетесь оборудовать свой мопед таким же указателем уровня топлива, учтите, что поплавок и рычаг должны легко извлекаться из бака при заправке топливом. Запомните, что пластиковые шар и поплавок должны быть из материала, стойкого к топливу, например, полиэтилена. В частности, не советую пользоваться изделиями из полистирола и некоторых других пластмасс. В любом случае сначала нужно убедиться, что бензин не растворяет используемый материал, а затем уж делать из него детали указателя.
Указатель уровня топлива в баке:
I — топливный бак. 2 — поплавок (пластиковый флакон), 3 — рычаг (дюралюминиевая спица 0 3...4 мм), 4 — винт МЗ, 5 — шар-указатель, 6 — защитное стекло (органическое стекло), 7 — дюралюминиевое кольцо, 8 — пробка топливного бака, 9 — шайбы, 10 — гайки,
II — ось (дюралюминиевая спица 0 3... 4 мм), 12 — дюралюминиевое кольцо с резьбовыми отверстиями МЗ, 13 — шайбы, 14 — гайки.