Мопед пятницы. Микромотоцикл 2.603 «Автоматик» (1973). Двигатель ВКР-56
Опытная модель с вариатором, дальнейшее развитие идеи «Селены». Микромотоцикл с автоматической трансмиссией и двигателем мощностью 6 л.с. был разработан в 1973 году. По техническим характеристикам модель соответствовала лучшим иностранным образцам 1973 года, а бесступенчатая трансмиссия облегчала управление. Двигатель состоял из силового агрегата и отдельного редуктора с ведущим шкивом вариатора, на прототипе использовался импортный клиновый приводной ремень. Силовой агрегат был изготовлен в IV квартале 1973 года, а экипажная часть в I квартале 1974 года. После доводки в секторе двигателей института, опытные образцы мотора ВКР-56 развивали 6,10 — 6,15 л.с. при 8000 об/мин. В мае — сентябре 1974 года сектором мотоциклов были проведены пробеговые испытания микромотоцикла в различных дорожных условиях общим пробегом 8008 км. Была достигнута фактическая максимальная скорость в 79 км/ч, что превысило показатели техзадания. По результатам пробеговых испытаний, после устранения выявленных недостатков, откорректированные чертежи были переданы опытному производству для изготовления повторных образцов.
Серийно мопед не выпускался. Единственный образец находится в коллекции Алексея Черных.
чем то визуально схож с немцами от Симсон и Зундапп. 6,10 — 6,15 л.с. при 8000 об/мин очень не плохо, Зид Пилот 50 2т от 1995 модельного года ну в 3 раза слабее.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 10 июля 2023 в 09:08, Stunt: причина не указана)
Парочка известных открыток из коллекции "Музея Мопедов", с самодельными мотороллерами с мотором Д4. Именно такие самоделки назывались "мотороллер" задолго до появления вятских и тульских мотороллеров. На красном мог стоять и "Иртыш".
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Как идеально провести единственный выходной музейщика - понедельник? Оставить младших дочерей с бабушкой, взять жену и старшую дочь с собой, и пока они будут гулять по Полоцку с сыном, съездить за очередным подарком для музея в деревню неподалёку. Итого 260 км и ещё один мопед в экспозиции.
Это уже шестой мопед "Саркана звайгзне", подаренный "Музею Мопедов". Рига-4, две Риги-12, "Миник", "Дельта" и, теперь, "Стелла". Александр, большое спасибо!
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Давайте, раз уж начали, пройдёмся по вариаторным мопедам СССР. Ими довольно плотно занимался ВНИИМотопром. В относительной опытной серии были только две модели - "Селена" и "Автоматик" на львовской базе. А началось всё, вероятно, в 1969 году, потому что уже в начале 1970 года вышли и статьи в прессе про новый тип передачи, и были готовы первые прототипы.
Вот что писал журнал "Изобретатель-рационализатор":
Первой премии в размере 1000 рублей удостоен коллектив авторов ВНИИмотопрома во главе с В. И. Паниным за создание конструкции мопедов «Юниор», «Юниор-2» и «Львов-7». Авторам удалось оригинально решить клиноременную передачу, что позволяет водителям невысокой квалификации без труда управлять этими машинами. Управлять мопедом можно лишь двумя рукоятками газа и тормоза. На серии «Юниор» установлены универсальные топливные баки. Модель с наклонным расположением бака предназначена для женщин. Поднятый вверх глушитель придает машине спортивный вид. Двигатель мощностью в 2,3 лошадиной силы позволяет развивать скорость до 50 километров в час.
Фото "Львова" пока нет, а вот как выглядели "Юниоры", примерно понятно. Интересно, что опытные вариаторные моторы состояли из двух отдельных блоков, связанных ремнём, мотора и редуктора.
Наши гости. На прошлой неделе был поставлен абсолютный рекорд - пара гостей из Москвы пробыла ровно четыре часа в Музее и Студии, и ещё полчаса после этого мы проговорили внизу у машины. При том, что обычно гости проводят у нас полтора-два часа, если позволяет время.
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Фрагмент киножурнала "Пионерия", №8 1966 год. Репортаж про семилетнего Серёжу Овсянникова из Евпатории, которому отец построил микроавтомобиль "Искра-2" с мопедным мотором.
Продолжим вспоминать вариаторные мопеды СССР. Помимо прототипов, были и опытные партии из десятков штук. В том числе и знаменитая "Селена", или "Селена-Автоматик", как она проходила в документации ВНИИМотопром.
...В 1971 году в городе Серпухове было продано несколько десятков мопедов неизвестной до того марки «Селена». Внешне они походили на львовскую «Верховину-3», но при первом же, беглом осмотре бросалось в глаза отсутствие… коробки передач. Ее заменило устройство, называемое вариатором. Оно намного упрощает управление машиной. Достаточно пустить двигатель, повернуть ручку «газа» — и мопед тронется с места. С помощью той же ручки можно регулировать скорость, а для остановки достаточно повернуть ее в обратную сторону и нажать на тормоза. Таким образом, нет необходимости выключать сцепление и переключать передачи. Опытно-промышленная партия этих машин (около 100 штук) была выпущена здесь же, в Серпухове, Всесоюзным научно-исследовательским институтом мотоциклетной промышленности, который просил первых владельцев «Селены» сообщить институту свое мнение о машине, высказать замечания и предложения по улучшению конструкции...
Очень люблю детские репортажи про наши Музей Мопедов и Студию Советской Игрушки. В отличии от правильных и довольно одинаковых взрослых, детские всегда яркие и необычные. А ещё в этом репортаже дебютировала на телевидении наша младшая дочь, с рассказом про своих медведей...
В эту субботу, в 15-00, ждём гостей из Борисова, "CROSSROAD" MCC. Братья Юденковы, Эдуард и Валерий, привезут в музей "Верховину-3", которую давно планировали отдать. Эдуард "Бэтмен" уже приезжал в гости в прошлом году. Наверное, все байкеры Беларуси, и не только, знают про их мотофестиваль "Пярун - Правый берег", которому идёт уже второй десяток лет. Ну и под это мероприятие предлагаю всем, кто собирался к нам в гости, но откладывал, приехать тоже. Напоминаю, для байкеров у нас бесплатно, а сезон всё короче...
Ну и в планах, раз уж день подарков, распечатать пару посылок из России, для нашей "Студии Советской Игрушки". И если у вас давно лежит для нас какой-то экспонат, но всё не находится времени его отдать, приезжайте в субботу. Пусть это действительно будет День Подарков)
Продолжим рассказ про советский вариатор на мопеде. «Автоматик» - единственная серийная модель мопеда с вариатором в СССР. Конструкция была отработана ВНИИМотопромом и испытана на мопедах «Селена». Экспериментальный двигатель ВКР-53 по деталям цилиндро-поршневой группы не отличался от шауляйских моторов серии «Š». Крутящий момент от ведомого шкива клиноремённого вариатора к заднему колесу передавался цепной передачей. Запуск двигателя осуществлялся педалями. Основой мопеда послужила серийная «Верховина-4». Во Львове и Львовской области было продано около двух сотен ЛМЗ-2.154 и, хотя особых нареканий не было, в серию мопеды так и не пошли.
Как же - помню была статья об этой модели в журнале "За рулем". Я ждал-ждал начала его серийного производства, да так и не дождался. Купил старую Яву-50, привел в порядок и ездил на ней без проблем.
"Какая скучная забота пусканье мыльных пузырей! Ну, так и кажется, что кто-то нам карты сдал без козырей." Н.С. Гумилев
"Верховина-3", подарок Музею Мопедов от клуба Crossroad MCC, вручена и поднята в зал. В церемонии участвовал также витебский чаптер Road Dogs MC. Большое спасибо за отличный подарок! Подробности позже)
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Сделал я себе мотокат и теперь с комфортом разъезжаю по улицам. В сущности, это одноместное кресло, установленное на раме, к которой прикреплены три колеса.
Цапфы задних колес приварены к раме (без задней оси). Рамой послужила мне часть металлической детской кроватки. Впереди рама покрыта толстой фанерой, чтобы было удобно ставить ноги. Переднее колесо, вилка, рулевая стойка — все это узел детского самоката. Правда, стойку пришлось удлинить отрезком трубки (от старой железной кровати). Руль взял от велосипеда «Школьник». К левой стороне руля прикреплено выжимное устройство сцепления, к правой — вращающаяся ручка газа. На рулевой стойке разместилась фара, которая получает питание от двигателя через выводную клемму.
Двигатель (от мопеда Д-6) к бензину не привередлив. Главное, не забыть добавить 40 г масла на литр. Бензобак поместил на середине рамы, слева. Смастерил его из двух консервных банок. Расклепал одну, вставил в нее другую и запаял по окружности. Емкость получилась достаточная — полтора литра. Сбоку пристроил к баку прозрачную трубочку, так что всегда вижу, сколько осталось бензина. Для горловины и пробки бака использовал резьбовые части от смесителей горячей и холодной воды. На донышке бака установил краник с внутренним фильтром.
На задней части рамы имеются три стойки, на которых при помощи спиральных пружин (от старого стула) укреплено сиденье из толстой фанеры со спинкой от детских санок. Положил на сиденье поролоновую подушку. Если обить ее и спинку искусственной кожей, получится красивое и удобное кресло — садись и отправляйся куда глаза глядят. Запускается двигатель устройством, аналогичным тому, что у лодочного мотора. Скорость у моего мотоката — до 30 км/ч, есть ножной тормоз, так что получилось транспортное средство по всем правилам.
Ни гаража, ни сарая у меня нет, приходится держать мотокат в квартире. В лифте он помещается свободно. На случай же, когда придется поднимать или спускать мотокат по лестнице, предусмотрены две ручки. Бак с бензином, конечно, надо вынести на балкон. Он легко снимается с рамы, так как крепится на двух хомутах с пружинными защелками.
В начале 2000-х годов несколько бывших советских мотозаводов сделали попытки адаптировать свои мотоциклы под малокубатурные моторы, что позволяло бы ездить на таком ТС без прав и номеров. Один из них - минский «Кадет». Этот опытный мокик, разработанный в КБ спортивных мотоциклов, максимально использовал серийные детали дорожного мотоцикла ММВЗ-3.113. В качестве силового агрегата использовался двигатель мокика «Пилот», который производили в Коврове. На «Кадете» использовались мотоциклетные 18-дюймовые колёса с барабанными тормозами, рама, сиденье, облицовки. Был разработан оригинальный щиток фары.
Раз в год мы стараемся сделать пост в "Живом журнале", в сообществе "Один мой день". Обычно это приурочивается к какому-то знаковому для "Музея Мопедов" и "Студии Советской Игрушки" событию. В этот раз таким событием стал визит гостей из Борисова.
* * *
Меня зовут Владимир Гордеев, мне 53 года, живу с семьёй в Витебске, Республика Беларусь. У нас с женой два частных музея в одном месте, "Музей Мопедов Владимира Гордеева" и "Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой". В этот раз речь пойдёт о прошлой субботе, 16 сентября 2023 года. Под катом 71 фотография.
Я уже писал, что самое приятное в музее, это когда приезжают единомышленники. Летом у нас побывал Сергей Гаспарини из Санкт-Петербурга, реставратор мототехники. С его помощью Музей Мопедов обзавёлся несколькими интересными экспонатами, в том числе и редкими "Карпатами"-2М. Да и в других делах его помощь была очень ценной.
Малоизвестный эпизод совсем недавнего прошлого. Попытка совместного выпуска в Шауляе, уже в независимой Литовской республике, скутеров и мопедов совместно с китайской компанией "QingQi". На сегодня известно несколько лёгких мотоциклов на китайской ходовой с шауляйскими моторами, включая V-90. Скутеров совместной сборки, насколько мне известно, не было. Но в России продавались полностью китайские "Муланы".
. . .
На базе завода «Вайрас» в литовском городе Шяуляе, известного когда-то на весь СССР своими 50-кубовыми двигателями для мокиков «Карпаты» и «Рига», ныне образовано несколько совместных предприятий. Одно из них, литовско-германское АО «Балтик Вайрас», изготавливает широкую гамму неплохих детских и взрослых велосипедов — их могли видеть посетители первой Московской международной выставки мотоциклов, велосипедов и скутеров в августе 1997 года. Второе, ГП «Шяуляй Вайрас», образовано совместно с китайской компанией «Квингой» и вскоре приступит к сборке 50-кубовых мотороллеров «Мулан» и легких мотоциклов с двухтактным двигателем рабочим объемом от 50 до 100 см3. Новая продукция завода будет обладать очень привлекательными ценами — от 500 до 1300 долларов США.
Продолжим тему мотоциклов, подогнанных под характеристики мопедов по ПДД. Ещё один такой аппарат построили в Туле. В 1997 году завод разработал утилитарную 50-кубовую модель ТМЗ-2.601. Ходовая часть этого мокика была до некоторый степени унифицирована с мотоциклом «Тула», а в качестве силового агрегата планировали применять ковровский двигатель ЗДК-50 или итальянский «Франко Морини».
Премии советских профсоюзов удостоены дизайнеры Рижского мотозавода «Саркана звайгзне» (на снимке слева направо) Я. Карклиньш, В. Клейнбергс и Г. Глудиньш. Эту награду они получили за создание проектов и образцов семейства двухколесных транспортных средств малой кубатуры. Дизайнерские разработки уже находятся в серийном производстве. Минимокик «Стелла», соответствующий по дизайну лучшим мировым образцам, уже завоевал популярность у советских и зарубежных покупателей. Мопед «Рига-30» также находится в серийном производстве и хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации.
Во время подготовки к выпуску мотовелосипеда В-902 на Львовском мотозаводе испытывали обычный велосипед с двигателем и уже выпускавшейся боковой коляской В-93. Вероятно, результаты пробега Львов — Ленинград — Львов были недостаточно успешными, и в серию готовый мотовелосипед с коляской не пошёл, хотя покупатели могли сами собрать себе такой комплект.
О! А у меня была Гауя с таким боковым прицепом... Пробовал ездит с приятелем вдвоем, но получалось плохо - приходилось много крутить педалями перед тем, как мотор начинал сам тянуть наши тела. А нам тогда было лет по 14, не больше и сильно упитанными мы не были. И асфальта не было в нашем дачном поселку, только разбитые грунтовые дороги, с многочисленными высохшими лужами. После дождя можно было проехать с боковым прицепом только к мотоциклу.
"Какая скучная забота пусканье мыльных пузырей! Ну, так и кажется, что кто-то нам карты сдал без козырей." Н.С. Гумилев
11 октября в Музее Мопедов Владимира Гордеева состоялась встреча лидера "Моторезервации" Олега Лешего с воспитанниками Мотошколы "Эстетика вождения", на которой опытные мотоциклисты поделились с новичками историей создания мотодвижения Витебской области, рассказали о практическом опыте вождения и любви к мотоциклам, пронесенной более чем через четверть века. Интересно было посмотреть развитие идеи мотоклуба, прошедшего через разные этапы своей жизни. А параллельно воспоминаниям обсуждали разные другие темы, от поведения на дороге до необходимости защиты.
Интересный опыт проведения первого относительно крупного тематического мероприятия в музейном зале, его надо обдумать и развивать. И для Музея Мопедов, и для Студии Советской Игрушки. Это сильно отличается от обычной экскурсии. А белые стены отлично подходят как экран.
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Виктор Туз любит петь, но вынужден стать автомехаником. Лиза мечтает о городской жизни, но живет в деревне. Костя Ласточкин отличный механик, но служит в армии и приезжает домой только в отпуск. За всех решает здесь председатель колхоза Трофимов, и от этого в Лукашах часто возникают ссоры.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 2 ноября 2023 в 17:01, bio-max: причина не указана)
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
Интересная украиноязычная статья 1992 года о проблемах с моторами на Львовском мотозаводе. Оказывается, переговоры велись не только с поляками.
***
Про мопеды в вашем журнале была одна статья. И то — о перспективах. А что сейчас? Так вот, о перспективах. Львовяне присмотрели двигатели в Польше. А действительно ли это тот двигатель, который нужен? Как бы нам не подсунули кота в мешке. Почему я об этом пишу? С каждой моделью — красивой, дорогой — двигатели все хуже и хуже. Григорий ШЕКОТЬКО, с. Макорты Софиевского района Днепропетровской области.
Ничем оптимистичным порадовать нашего корреспондента Григория Шекотько редакция не может. Он прав: на Львовском мотозаводе все — в перспективе. Правда, и она отодвигается все дальше и дальше. Мокик «Львов», который должен был появиться в продаже еще в прошлом году, до сих пор не готов к производству. Причины известны каждому, кто читает газеты: того нет, это дорого, а третье вообще неизвестно где взять. Последнее наиболее касается двигателей к различным моделям мотопродукции львовян. Главный поставщик — Шяуляйский завод — мало того, что поставляет морально устаревший двигатель, сейчас ещё и требует за него доллары.
Где же выход? Его давно ищут на мотозаводе. Длительные и интенсивные переговоры с японской фирмой «Хонда» о строительстве моторостроительного предприятия не привели к взаимоприемлемому согласию: 50 миллионов долларов, которые запросили японцы, львовянам взять негде. Сейчас такие же отношения налажены с испанскими моторостроителями. Возможно, они пойдут на более приемлемые для нас условия. Но новую продукцию надо выпускать в ближайшее время. Так в поле зрения и появилась польская фирма «Дезамет», которая имеет немалый опыт производства двигателей. Так что будем надеяться, что моторы «Дезамета» не окажутся «котом в мешке».
Несмотря на затруднительное положение, и работники Львовского мотозавода, и, особенно, конструкторы, не теряют присутствия духа. В заводском музее можно было увидеть не только мокик «Львов», но и новые разработки, которые заводчане пока не позволяют фотографировать.
И еще об одном. Галина Петрик, которую мы попросили сфотографироваться для журнала за рулем новой модели мокика, работает слесарем-сборщиком. На вопрос, сможет ли она из своей зарплаты отложить на приобретение такой «игрушки» для себя, она замахала руками: «Что вы! Где у меня такие деньги?» и она совершенно права. Цены сегодня действительно сумасшедшие. Но надеемся, что так будет не всегда.
Константин КОНОНЕНКО, студент факультета журналистики КГУ.
Календарик 1981 года с цирковым мопедом довольно известен, он издавался большим тиражом. Мотор MAW, надпись "Шимпанзе Ванды и Валентина Ивановых". Погуглил, и нашёл ещё фото этого мопеда и даже видео 1965 года с их номером. К сожалению, любительская 8-мм киносъёмка никак не соответствует современным представлениям о качестве.
Ванда и Валентин Ивановы работали в цирке в 60-80-х годах. Занимались дрессировкой шимпанзе, которых учили гимнастическим трюкам, игре на музыкальных инструментах и, главное - езде. В реквизите номера был автомобиль, мопеды, велосипеды, самокаты. Интересно, что запускались два мопеда "с толкача" дрессировщиком, а уезжали гонщики с арены самостоятельно. А ещё, оказывается, примерно в 9 лет шимпанзе становятся злыми и раздражительными, и прекращают цирковую карьеру...
Музей Мопедов в Витебске, Беларусь. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.