По ссылке -
http://moto-magazine.ru/technics/history/bolshaya_zhizn_malenkikh_koles_mini_mototsikly/ - не открывается статья, если не возражаете, вставлю:
Большая жизнь маленьких колес: мини-мотоциклы
Большая жизнь маленьких колес: мини-мотоциклы
26 декабря 2012
Не все выбирают мотоцикл по принципу «чем толще – тем лучше». Кое-кто предпочитает технику в миниатюре.
Большая жизнь маленьких колес: мини-мотоциклы
Выпуск:
Журнал «МОТО» – декабрь 2012
Автор:
Александр Воронцов, фото автора, Евгения Бобрикова и из архива редакции
Теги:
Мини-байки /
Просмотры:
Оставить комментарий
Поделиться с друзьями:
На что влияет размер колеса? Прежде всего оно, как гироскоп, обеспечивает устойчивость двухколесной машины. К тому же, большое колесо легко «обтекает» все выбоины и неровности дороги. Но колесо – это еще и неподрессоренная масса, и чем она больше, тем хуже работают подвески. Тяжелый большой «бублик» нелегко раскрутить и остановить, да и плоскость вращения он меняет (попросту: поворачивает) неохотно. Наконец, размер колеса в большой степени определяет и внешние габариты двухколесной машины.
Для дорожных мотоциклов 17-дюймовые колеса постепенно стали стандартом, устраивающим большую часть мотоциклистов компромиссом. Но есть особая категория мототехники, для которой компактность превыше всего: минибайки.
Сто лет назад маленькие были не в чести: даже мы, вовсю ругающие русские дороги, при виде того, что тогда называли дорогами в тех же Европе и США, впали бы в прострацию (не зря же у карет делали такие огромные колеса!). Даже предки современных скутеров – французский Autofauteuil и американский New Era – бегали на колесах весьма внушительных размеров. Так что компактные машины на шинах малого диаметра возникли вместе с распространением асфальта, в 20-е годы. И все как на подбор отличались главной скутерной приметой: облегчающим посадку большим проемом между седлом и рулевой колонкой. Чуть ли не единственным исключением стал DKW Golem: в 1921-22 годах немецкая компания собрала около 500 таких аппаратов со 118-кубовыми двухтактными моторчиками.
Всерьез оценили достоинства мини-мотоциклов лишь во время Второй мировой войны, когда десантникам понадобилось нечто действительно компактное. Британская компания Excelsior выпускала Welbike – аппарат, который можно было уложить в стандартный десантный контейнер размером 130х38х30 см. Оснащенная 98-кубовым двухтактным мотором Villiers машина весила всего 32 кг, имела складные руль, седло и подножки — и колеса диаметром 7,5 дюймов. Немцы, американцы и итальянцы тоже работали над подобными машинками, но в заметном количестве производился лишь Welbike (3641 штука).
После войны лицензию на выпуск Welbike приобрела компания Brockhouse Engineering; ее специалисты доработали машинку (оснастив отсутствовавшими у армейского варианта приборами освещения, крыльями и подвесками) и запустили в продажу под именем Corgi (низкорослая порода уэльских собачек). Аппарат пользовался немалым спросом (за шесть лет сделали около 70 000 штук), особенно за океаном: американцы активно продавали его под собственными марками (даже как Indian Papoose).
Впрочем, у американцев уже родилась собственная версия мини-байка. Компания Powell, освоившая производство скутеров в 1939 году, через год представила мотоцикл A-V8 в стиле Harley-Davidson, но на шинах размером 4,00-8 и с одноцилиндровым двигателем собственной конструкции. Причем к проектированию мотора братья Поуэллы подошли с известной долей практицизма, взяв важнейшие детали – поршни, шатуны, клапаны и т.д. – у популярного нижнеклапанного двигателя Ford V8. Агрегат рабочим объемом 344 см³ выдавал целых 5 л.с. – просто фантастический показатель для мини-байка! После войны Powell выпускала усовершенствованную модель P-81, уже на 12-дюймовых колесах, в двух версиях: 394-кубовая 8-сильная Deluxe и 426-кубовая 10-сильная Special.
Еще в 30-е годы американский инженер Говард Форест увлекся гонками миджет-каров, для которых даже сам строил миниатюрные четырехцилиндровые двигатели рабочим объемом всего 311 см³. Один из таких моторчиков он поставил в шасси скутера Motor Glide, а потом сделал для него собственную раму мотоциклетного типа. Во время Второй мировой Форест работал в компании Gladden Products, выпускавшей авиадетали, и ездил на работу на своем четырехцилиндровом малыше. Что и навело Джона Гладдена, хозяина фирмы, на мысль выпускать после войны мини-мотоциклы, хотя и не со столь экзотическими моторами. Первые партии машин, получивших имя Mustang Colt, оснащались 8-дюймовыми колесами и 122-кубовыми английскими двигателями Villiers, а в 1947 году появилась значительно усовершенствованная версия на 12-дюймовых колесах, с телескопической передней вилкой (впервые в американской мотопромышленности!) и нижнеклапанным четырехтактным двигателем Bumble Bee (317,6 см³, 9,5 л.с.). Со временем мощность выросла аж до 12 л.с., но сама машинка особо не менялась – хотя и протянула до 1966 года. На счету Mustang несколько удивительных для этого класса достижений: Дик Миллер в 1954 году объехал на этом миниатюрном аппарате вокруг света, Уолт Фултон на форсированной версии показал рекордную скорость 160,9 км/ч (причем машина, по его словам, была столь устойчивой, что даже на этой скорости он мог бросать руль), а заводская команда столь успешно выступала в дорожных и внедорожных состязаниях, что Harley-Davidson и Triumph, устрашенные, в 1953 году продавили запрет на участие в гонках мотоциклов с колесами меньше 16 дюймов. Несколько лет назад компания California Scooter возродила эту машину: внешне она подобна старым Mustang, но оснащена китайским 150-кубовым мотором.
Вдохновленная успехом Mustang’a, компания Cushman (тогда крупнейший в США производитель скутеров) в 1949 году предложила собственный вариант мини-мотоцикла – Eagle. Правда, Mustang по своей компоновке был самым настоящим мотоциклом, а Eagle максимально унифицирован со скутерами Cushman: передняя рычажная вилка, 5-сильный двигатель с воздушным охлаждением, сдвинутый к заднему колесу (так что его вполне можно назвать первым скутер-байком). В 1959 году его сменил Super Eagle, богато капотированный, с роскошным седлом и багажными кофрами – в общем, Harley-Davidson Duo Glide в миниатюре.
В Европе нишу мини-транспорта плотно заняли мотороллеры, поэтому американский подход там поначалу не прижился. Пожалуй, единственное исключение – немецкая компания Achilles: с 1953 по 1957 годы она выпускала самые обычные мотоциклы (с двухтактными моторами рабочим объемом 150 и 175 см³), но обильно капотированные и на маленьких 10-дюймовых колесах.
Следующую волну интереса к мини-байкам спровоцировали, как ни странно, извивы автомобильной моды. В 50-е годы легковые автомобили украсились выступающим сзади багажником, который вскоре принял такие размеры (особенно на американских авто), что так и провоцировал положить в него что-нибудь двухколесное – просто на всякий случай. Первыми уловили новое веяние американские журналы типа Mechanics Illustrated (янки – большие любители стряпать что-то полезное в хозяйстве из всякого хлама), они запестрели статьями типа «Как из старой газонокосилки сделать мотосамокат, чтобы привезти на пикник и всех достать его треском». А уже к середине 50-х годов за производство мини-байков взялись десятки компаний, от крупных (как известная своими тракторами Allis-Chalmers) до «гаражных». Машинки были примитивными донельзя: обычная замкнутая рама, жесткие подвески, крохотные колеса – вот и весь аппарат. В качестве силового агрегата – простенький моторчик, как правило, четырехтактный нижнеклапанный, кубиков на 200. Благо что производство маломощных двигателей для привода разнообразной техники в США – огромный и хорошо отлаженный бизнес, что и не удивительно при размерах страны и обилии мелких фермерских хозяйств, к которым линии электропередач дотянулись далеко не сразу (так что в Штатах выпускали даже стиральные машины с бензоприводом).
В начале 60-х новую американскую моду подцепили итальянцы. За производство мини-байков взялись компании Aermacchi, Benelli, Fantic, Garelli, Italjet и многие, многие другие. Итальянские машины отличались более изысканным техническим устройством – двухтактные 50-кубовые моторы, простенькие, но подпружиненные подвески, полноценные тормоза и электрооборудование. А главное – они отличались превосходным дизайном, так что «американцы» на их фоне казались творениями гаражного Франкенштейна. Рули и седла на многих аппаратах были складными. Некоторые шедевры миниатюризации укладывались в метр габаритной длины – правда, им приходилось обходиться колесами диаметром восемь или даже пять дюймов.
История японских мини-байков началась иначе: в конце 50-х концерн Honda по просьбе администрации большого парка в Токио соорудил партию крохотных машин с 50-кубовыми четырехтактными моторами от скутеретты Super Cub. Машинка получилась удачной, и в 1962 году пошел в серию ее усовершенствованный вариант – Honda Monkey. Примеру мотоконцерна номер один последовали и другие японские компании, но Honda задавала тон, каждые несколько лет выбрасывая на рынок все новые семейства мини-байков: Dax, Chaly, Gorilla, Ride&Play, Motra. Ее специалисты даже создали миниатюрный (база 830 мм) байк Motocompo в качестве… аксессуара для микроавтомобиля Jazz.
Расцветом мини-байков стали 70-е годы, когда они, казалось, окончательно вытеснили мотороллеры. К ним проявили интерес даже в СССР: в Туле начали работу над «мотомашиной» (мотоциклом на мотороллерных 10-дюймовых колесах; уже в 80-е этот проект перерастет в мотоцикл на широкопрофильных шинах «Тула»), а в Риге – над крохотным мопедом.
В 60-е и 70-е на пути развития мини-байка возникло несколько интересных ответвлений. Во-первых, мотоциклы на широкопрофильных шинах. Один из первых аппаратов такого рода – американский Rokon – был к тому же и полноприводным. Во-вторых, резко помолодел мотоспорт: чтобы вырасти звездой первой величины, надо было начинать лет в восемь, а то и раньше. Естественно, маленьким гонщикам потребовались маленькие мотоциклы. Возникла даже международная специализация: японские концерны освоили фан-байки для малышни (Honda Z50R, Yamaha PW50), а итальянские фирмы (Italjet, Lem и многие другие) – вполне серьезные боевые аппараты.
Третьим направлением стали спортивные мини-байки для вполне взрослых гонщиков, но для состязаний на очень маленьких треках – картинговых трассах. Лишенные коробок передач и мягких подвесок, но с безумно форсированными – до 17 л.с.! – крохотными моторчиками, они увели мотоспорт в иное измерение (особенно оценили их в северных странах – отличное средство от зимнего мототоксикоза!). Первой развернула серийное производство таких машин (прозванных «карманными байками» – pocket bikes) японская Jaxon, но сейчас в лидеры вышли итальянские компании и чешская Blata.
Развитие мини-байков оборвал приключившийся в 80-е годы роллерренессанс. Все вдруг стали без ума от скутеров! И эти пластиковые машинки начали активно вытеснять мини-байки изо всех сфер, кроме спортивной (гонки на скутерах – хорошая забава, но не для приобщения к спорту малышей). Сейчас дорожные мини-байки выпускают, пожалуй, только китайцы.
Но хорошей идее рано на свалку! Своему возрождению мини-байки обязаны… переходу на электротягу. Мини-электробайки удобны там, куда закрыт проезд обычным средствам транспорта: внутри больших торговых центров, аэропортов и т.п. Они легко помещаются в багажник даже небольшого автомобиля. Так что вполне осуществима извечная мечта: приехать на пикник, достать из багажника байк… и всех достать!
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
DKW Golem 1921 года – один из первых в мире мотоциклов на колесах маленького диаметра.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Welbike – машинка для десантников.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Современные десантники интереса к минибайкам не проявляют. Да и во Второй мировой войне их применение было весьма ограниченным.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Corgi, гражданская версия армейского Welbike, выпускалась с 1948 по 1954 годы.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Английский Welbike хорошо известен. Но немногие видели итальянский вариант – Volugrafo.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Powell A-V8 1940 года: одноцилиндровый моторчик построен из деталей автомобильного Ford V8!
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Минибайки Mustang не слишком сильно изменились в техническом плане за 20 лет производства.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Компания Cushman выпускала свою версию минибайка под гордым именем Eagle («Орел»).
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Achilles Sport – европейский минибайк 50-х годов.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Около сотни американских компаний в 50-е и 60-е годы выпускали минибайки самой примитивной конструкции.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Производством минибайков занималась и компания Arctic Cat.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Всплеск интереса к минибайкам в США пришелся на 50-е и 60-е годы – когда у американских автомобилей появились большие багажники.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Итальянский Benelli City Bike выпускался около 40 лет!
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Еще один «итальянец» – Garelli.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Malaguti Plico, оборудованный 22-кубовым моторчиком, весит всего 20 кг.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Первая версия легендарной Honda Monkey.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Honda Dax и Chaly.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Складная Honda Motocompo создана специально для заполнения багажника автомобиля Honda Jazz.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Тульская «мотомашина» образца 1976 года получила прозвище «Чебурашка».
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
На рубеже 60-х и 70-х годов началось массовое производство кроссовых минибайков для детей.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Покет-байк – средство от зимнего мототоксикоза.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Складной электробайк Yamaha Divide.