Харитон:А вы думаете в столице нашей Родины В семидесятых годах кто-то на мопедах ездил? Я таких не видел
езда началась с появлением Пилотов и Альф.
А я таких видел. В 68-ом году мы с двумя друзьями прочли Шрадера и Кёнига "На мопедах по Африке" и размечтались. В 67-69 гг мы в летние каникулы работали за деньги землекопами на почвенных съемках в экспедициях геогр. ф-та МГУ и ГИЗР'а. Так что в 68-ом я купил на Москворецком базаре мотовел с Д4 за 20 руб., а в 69-том мы втроем омопедились новыми Ригами-5 с дв. Д5 (родители добавили).
В 70-том, после 9-того класса и практики на Нефтеприборе (шефский завод нашей школы) нанялись на этот же завод токорями и подзаработали на поездку.
Куда ехать? Да на море, естественно, в Крым. Там прошла половина моего детства - мама родом из Крыма, была куча родственников и было бы где с удобством починиться в случае серьезной поломки.
На Риге-5 фара питалась от динамки, приводимой от переднего колеса, которая быстренько попадала в спицы и ей срывало башку (спицы хороши были). Со свалки родного завода мы попятили несколько забракованных ак. батарей (щелочные КН), всего килограммов 40. Из этих батарей выбрали живые банки. В переднюю вилку, между траверсами, плотно входила батарея из 4-х банок. Игорь и Павел туда их и засунули, а я присобачил ал. ящик - корпус от какого-то прибора. Зарядка от низкой обмотки магнето через диод и проблема света была решена. Мы с Павлом с магнето ничего не делали и фары не меняли, а Игорь намотал низкую проводом потолще, поставил бобину от Победы и фару от Риги-3.
Как-то, из фулюганских побуждений, залезли в бомбоубежище и нашли там чехол от какой-то машины из кондового брезента. Наверно, кто-то спёр и запрятал. Ну, мы и экспроприировали экспроприатора. Пашкина мама пошила нам из этого тента палатку, у неё Зингер был, а ничто другое эту дерюгу не брало.
В общем, снарядились мы весьма серьезно. Спальные мешки с белоснежными вкладышами, котел, сковородень, паяльная лампа, кой-какие харчи, ЗИП ... Брали ли пистоли - не помню, не использовали - точно.
Наконец, 5-го августа 1970 г. попёрлись. Вот так выглядело Симферопольское шоссе в то время:
А это Игорь и я на передышке
По дороге "туда" в палатке спали раза 2, а начиная с Орловской области приспособились рыть норы в скирдах соломы, пришпилив к потолку пленку, чтоб мыши труху на морды не сыпали. Сложилось впечатление, что чем ближе скирда к шоссе, тем меньше мышей. Питались всяко - когда сами готовили, когда в харчевнях. В Орле Игорь дважды навернулся на трамвайных рельсах. В Харькове долго плутали, местные сусанины указывали дорогу в самые разные стороны. Яркое воспоминание - булыжная мостовая. В Мелитополь приехали 11 августа под вечер, завалились в харчевню. Пашка, по обыкновению, жирно намазал бесплатной горчицы на бесплатный хлеб, откусил добрый кусок и неожиданно вытаращил глаза, пустил слезу, а волоса на нем встали торчком. Оказалось, что корчмари для экономии горчицы намесили туда свирепого красного перца.
Из разговоров посетителей этой идальни узнали об эпидемии холеры в Крыму. Когда набили кишку и несколько неуверенно поехали дальше, заметили, что попутно никто не едет, а на встречу прут сплошным потоком, в т.ч. открытые грузовики с людьми. Под действием чувства единства с народом развернулись и поехали взад. Когда отмахали км 70 от Мелитополя, нас догнал пожилой гаишник на мотоцикле и сказал, что ребятки, фары у вас херовые и пора вам брысь с дороги и баиньки, вон частники лагерем стоят... Съехали с дороги, там действительно стояли штук 7 легковушек с огорченными туристами. Познакомились, кто-то посоветовал нам вместо Крыма свернуть на Геническ, там пока спокойно, раз уж мы досюда от Москвы допилили. На след. утро опять повернули на юг, опять проехали горчичный Мелитополь и днем прихали в Геническ.
На главной площади ознакомились с плакатом - повелением администации всем приезжим в 24 часа покинуть город. Поскольку мы были школота, то и поступили, как школота - купили две бутылки бормоты и канистру мерзкого кислого пива. Потом проехали Геническ, нашли походящее место и спустили мопеды поочередно на берег, страхуя сверху веревкой. Это случилось 12 августа. Слева на снимке Павел.
Поставили лагерь, приготовили харч и напились. Наутро встали с печальными ощущениями в организмах. Бедного Игоря так несло изо всех дыр от кислого пива, что он решил, что у него холера и начал конючить, что поехали отсюда, хочу на родине умереть. Но мы уперлись и стали купаться. Купаться было скучно - метров 300 от берега, а всё пешком. В конце концов были обвинены, что не друзья, а последние гады, устыдились, свернули манатки и поехали домой. Дорога обратно под дождями, с растянутыми цепями и кучей дыр в камерах была гораздо более богата впечатлениями и продолжительна. В Харькове мы опять плутали и, в конце концов, растерялись - Игорь, оказавшись впереди, нас догонял, а мы, будучи позади, его ждали. Всё, я ошалел писамши. Коротко говоря, все добральсь до дома в целости.
Немножко продолжу. Собираясь в эту поездку, мы допустили несколько ошибок. До поездки мы, более, чем за год, успели по Москве и области намотать по неск тыс. км. В результате шины были изначально изношены. Цепи хоть и меняли, но не прям перед поездкой, а цепи на Д5 стояли еще велосипедные. Запасных цепей не взяли, камер - тоже. Еще одна ошибка - при ремонте шин иногда использовали клей 88 вместо резинового, на дальнячке так экспериментировать не стоило.
По пути "туда" дождей не было и сугубых проблем с техникой тоже. Ну, все прокалывались и не раз, кто-то подклепывал разболтавшийся контакт прерывателя на обухе топора, кто-то ТЖ продувал, ... - но это обычная фигня. Да, о проколах: Игоряня однажды поймал в заднее колесо гвоздь двухсотку - ох и грохоту было! А потом - ржачки. Шины мы насобачились латать от "встал" до "поехал" за 18-25 мин. заднюю (с разгрузкой мопеда), а переднюю - еще быстрей. Рекорд 18 мин. на задней - Пашкин.
На обратном пути, в первый же ливень, у нас всех разом поотлетали заплатки на 88 клею. Сразу целых 3 балбеса со спущенными колесами! Клеиться под дождем - нет уж, жрать охота, холодно. Стоявший на грунтовке - дублёре тракторист сказал, что до села с чайной 7 км. По дороге груженные мопеды катить нельзя - обода можно запсить, да и резину вконец сжевать. Пришлось перебраться через кювет и катить по грунту эти 7 км. Предварительно вытащили камеры, а покрышки набили соломой (без толку - смялась). В чайной подкрепились и пристроили маленького, только открывшего глаза щенка, подброшенного к нашей палатке 2 дня назад. Чуток отошли, за селом поставили палатку, все камеры положили в палатку сушить. На след. утро залатали на резиновом клею. ... Где-то после Тулы у меня порвалась и покрышка на передке - залатал рукавом от рубашки, тут 88-ой клей пригодился. Но помогло ненадолго - в Москву въезжал, шлёпая рваньём по дороге при каждом обороте.
...
...